Современные автомобильные технологии, которые не такие уж и новые
Не только колесо было изобретено много лет назад, но и, казалось бы, современные автомобильные технологии и опции также изобретали заново и не один раз. Некоторые технологии в свое время, возможно, были еще не так востребованы, они опережали время; другие — просто не прижились. Как бы то ни было, после своего исчезновения, некоторые изобретения стали настолько актуальны, что они снова потребовались современным людям.
Автономный транспорт
Любой уважающий себя автомобилестроитель может похвастаться беспилотными моделями автомобилей и автономной системой управления. На самом деле, впервые автономный автомобиль появился еще в 1964 году в лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета в форме повозки. Не принимая во внимание то, что эта повозка не могла перевозить пассажиров, это был автомобиль размером с современный гольф-мобиль, который управлялся при помощи камеры и беспроводного соединения с компьютером. Небольшая повозка записывала видео на бортовую камеру и отсылала изображения на компьютер, находящийся неподалеку, для обработки. Проанализировав видео материал, компьютер создавал своего рода 3D карту окружающей территории и передавал команды движения обратно повозке.
Понятно, что это был очень долгий процесс, и машина могла ездить самостоятельно всего несколько метров. Именно поэтому, до сегодняшнего дня, мы не видели беспилотные автомобили, гоняющие по улицам городов.
Станции замены аккумуляторов электромобилей
Помните фильм «Лучший мир»? В нем уже можно сказать было положено начало сенсационной идее внедрения аккумуляторной системы в автомобили. Совсем недавно Илон Маск экспериментировал с идеей создания станций по быстрой замене батареи, несмотря на то, что ее масштабному внедрению может помешать Tesla и ее станция супербыстрой зарядки.
Суть технологии быстрой зарядки проста: вы паркуете свой электромобиль на специальной системе с автоматическим или ручным управлением, открывается капот автомобиля, оттуда достается разряженная батарея и заменяется на новую.
Весь процесс предположительно должен занять не больше, чем поездка на обычную газозаправочную станцию, поэтому преимущества очевидны. Если будет построено достаточное количество станций по замене батарей и если все они будут стандартизированы и смогут принимать любой электромобиль, то страх длительных поездок останется в прошлом.
Если говорить о прошлом, то ни этот фильм, ни даже Tesla не были первопроходцами. Эта технология старее многих автопроизводителей. Еще в конце 1890-х, когда электрические и паровые транспортные средства были обычным делом, американская служба такси уже имела в своем парке несколько электрических машин с заменяемыми батареями.
После нескольких поездок, каждая машина возвращалась на базу, где разряженная батарея заменялась на новую буквально за несколько минут. К сожалению, компания электрических автомобилей, базирующаяся в Нью-Йорке, разорилась, а ее машины были постепенно заменены на машины с газовым двигателем, преимущественно, благодаря распространению газозаправочных станций по всему миру.
Общественные заправки для электромобилей
Говоря об электромобилях и их успехе на рынке, вы когда-нибудь задумывались, как их заряжали, особенно, когда боязнь ограничения дальних поездок всегда была проблемой? Оказывается, практически у каждого автомобилестроителя в конце 1800-х и начале 1900-х было свое решение этой проблемы. Большинство компаний дополнительно предлагали купить или взять в прокат зарядные устройства разного типа для конкретного автомобиля. Любопытно, но между супербыстрой зарядкой от Tesla и ее косвенными предшественниками не так и много различий.
У некоторых продавцов электромобилей были свои места для зарядки, где владельцы могли оставить свои машины. Другие продавцы вынимали батарею и заряжали сразу несколько штук одновременно, а затем снова их устанавливали. Ни одно из этих решений не могло предоставить человеку полную свободу передвижения на дальние расстояния, поэтому некоторые компании стали продавать станции подзарядки владельцам электромобилей.
Так, как и этого было недостаточно, то компания General Electric построила своего рода общественную сеть станций для зарядки автомобилей. На этих станциях были расположены «электранты» (или электрические гидранты). Они представляли собой что-то вроде телефонной будки и располагались в городской среде, где владелец электромобиля мог оставить машину на зарядку и тем временем отправиться по своим делам. Такие зарядные станции передавали энергию за 10 центов/кВт/ч. Эти станции также прекратили свою работу, так как на рынке стали появляться машины с двигателем внутреннего сгорания. К тому же, тогда, как и сейчас, не было единого стандарта для гнезд зарядки. Это означает, что только некоторые модели автомобилей можно было заряжать на этих станциях. Польза от станций была такой же, как польза станций быстрой зарядки, предназначенная для обслуживания только владельцев Nissan Leaf.
Деактивация цилиндров
Некоторые полагают, что идея двигателя с несколькими цилиндрами возникла уже после 2000-х, так как подобный двигатель появился в автомобиле 2005 Chrysler 300C. Другие же уверены, что технология деактивации цилиндров появилась раньше вместе с выпуском 2001 Mercedes-Benz S600 и CL600. Ошибаются и те, и другие. Идея экономии топлива за счет остановки работы некоторых цилиндров появилась намного раньше.
Еще в 1981 году в компании Cadillac попытались внедрить инновационный двигатель L62 «V8-6-4». Компания настолько доверяла этой технологии, что это стало стандартом для всех моделей автомобилей, кроме Seville.
В стремлении удовлетворить требованиям CAFE по экономии топлива и не потерять свой V8, в сотрудничестве с Eaton Corporation была разработана технология V8-6-4. Систему деактивации цилиндров назвали «модулированное смещение». Во время длительной езды по трассе происходит блокировка двух или четырех цилиндров.
Аналогичные системы были реализованы в Alfa Romeo и Mitsubishi, однако, в конечном итоге, ни одна из систем не была признана надежной. Автопроизводители были вынуждены свернуть свои инвестиции в эту технологию.
Рекуперативное торможение и бесступенчатая трансмиссия с электронным управлением
Эта технология появилась примерно в то же время, что и современные гибридные и/или электромобили. Логично? Не совсем. Самые первые электромобили, такие как Baker Electric Runabout 1904 года, уже имели довольно сложную форму рекуперативного торможения, которая либо возвращала кинетическую энергию обратно в батарею или просто помогала системе торможения в целом.
В качестве примера бесступенчатой трансмиссии с электронной системой управления (e-CVT) можно назвать целый ряд дорогих гибридов от Owen Magnetic (1915-1922). В этих машинах стояла инновационная приводная передача, основанная на аналогичных электромагнитных принципах работы, что и в линкорах того времени. Если кратко, то двигатель внутреннего сгорания не был напрямую связан с колесами, маховик тоже отсутствовал.
Вместо этого, электрический мотор был соединен с генератором (почти как в Toyota Prius), и полученная энергия запускала карданный вал, следовательно, приводила в движение колеса. Вместо педали газа для контроля скорости использовался небольшой рычаг, который заставлял электрический мотор подстраивать скорость в зависимости от работы двигателя внутреннего сгорания.