Свет в конце конвейера
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
VK.новости
G.новости
Авторынок в России делает немыслимые кульбиты.
Зимой и в начале весны люди практически перестали покупать автомобили, зато с мая начался значительный рост продаж. Что стоит за этими событиями и стоит ли именно сейчас приобретать «железного коня»?
С января по май авторынок был едва живой. Проданных машин становилось все меньше – всего 228 тысяч по всей стране. Так мало автомобилей продавали разве что в период пандемии. Зато в мае началось невообразимое: кажется, все россияне дружно бросились покупать «железных коней». Рост авторынка составил 112%. Как сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), только в первый месяц весны дилерские центры реализовали на российском рынке 51 466 новых легковых и легких коммерческих транспортных средств. Причем 53% оказались импортными марками. Ровно год назад, то есть в июне 2022-го, этот показатель составлял 26%. Уже понятно, что отечественный рынок разделили между собой китайские и российские производители.
Lada теперь бьет все рекорды – на ее долю приходится 46,4% рынка. Рост продаж по сравнению с маем 2022-го составил 298%. Вторую строчку занимает китайский Haval, на продукции которого остановили свой выбор 7576 россиян. Это на 749% улучшило показатели прошлого года.
То, что вырос спрос на иномарки, экспертов не удивляет. С 1 августа они станут для россиян еще дороже, и все стараются купить их «по дешевке». «Все дело в утилизационном сборе. Он значительно вырастет, причем сбор планируется поднять только на машины, ввезенные из-за рубежа. Это касается как юридических, так и физических лиц. В любом случае платить придется конечному покупателю», – говорит автоэксперт Владимир Новиков. Он считает, что к концу года подорожание составит порядка 20%.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» уже высказала озабоченность и просит не вводить новый сбор. «Авторынок останется незаполненным, будет ощущаться дефицит, транспортные средства вынужденно увеличатся в цене, что негативно скажется на покупательской способности населения и объеме спроса», – сказано в открытом письме РОАД, направленном Михаилу Мишустину.
Если с «китайцами» все понятно, то почему все бросились покупать российские машины? «Сработало ослабление рубля. Многие потенциальные покупатели решили поспешить со сделкой, пока цены не поднялись. К тому же россияне придерживали деньги, не совершая крупных покупок. Наблюдали за ситуацией на рынке. А сейчас стали эти средства «сбрасывать», – считает Новиков.
В Минпромторге клянутся, что не допустят необоснованного роста цен на автомобили отечественного производства. «У нас есть четкие договоренности с нашими автомобилестроителями о недопустимости необоснованного завышения цен», – заявил глава ведомства Денис Мантуров. По прогнозам главы компании «Фреш Авто» Дениса Мигаля, российский рынок в 2023 году продолжат наполнять моделями отечественных марок, даже с учетом того, что многие бренды собирают из китайских материалов и компонентов. При этом нужно, чтобы государство поддержало отечественных производителей с помощью различных льготных программ и субсидий.
В сегодняшних условиях у отечественных производителей появился стимул развивать свое производство. По словам главы кабмина Михаила Мишустина, в сфере автопрома предстоит решить масштабные задачи: на фоне ухода из России некоторых зарубежных компаний важно «не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями, но и создать собственную компонентную базу с максимально широкой номенклатурой – от самых простых деталей до сложных элементов». Свято место пусто не бывает, хорошо бы эту нехитрую истину взял на вооружение наш автопром.
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм