Skoda Kodiaq: 400 километров по Нижегородской области в поисках клада
О том, что первый в истории Skoda семейный вседорожник — тезка медведя породы кадьяк, обитающего на одноименном острове к югу от Аляски, рассказали практически все. Причем, задолго до выхода машины в свет. Поэтому не будем углубляться в филологические и прочие подробности происхождения имени новейшего кросса.
Углубимся в дебри Нижегородской области, но не просто так, а в поисках клада. Пусть виртуального, не сулящего золотых гор, но от того не менее интригующего. К тому же, Автоцентр Злата, организовавший этот необычный тест-драйв, обеспечил «кладоискателей» автомобилями из полноприводной линейки чешской компании, и главным заводилой среди них был, конечно же, Kodiaq.
Экстерьер Skoda Kodiaq
Ну, вот и сбылась мечта последних месяцев: от автосалона стартую на Kodiaq, который с первых же метров вызывает исключительно замечательные эмоции. Надо разложить их по полочкам, и, при этом, о цели нашей экспедиции не забыть: все-таки клад Стеньки Разина на кону!
Начнем с внешности машины. При той лаконичности экстерьера, которой традиционно отличаются все модели Skoda и Volkswagen, этот кроссовер скучным не назовешь. Солидным, основательным — да. Причем, эти качества присутствуют в нем в полной мере: кадьяк, все-таки, а не лиса — вертихвостка.
Не к лицу автомобилю с таким именем разного рода украшательства, порой, весьма легковесные. Его конек — выразительные грани передней части и кормы, четкая подоконная линия, поддержанная снизу эффектной подштамповкой. А колесные арки почему не «по циркулю», к чему эта угловатость? А к тому, что их задача, как и обвеса из черного пластика, состоит в том, чтобы еще раз, но ненавязчиво, подчеркнуть некоторую жесткость характера машины. Жесткость, которая не отменяет дружелюбия.
Вы когда-нибудь видели больших и очень сильных людей? Они, как и медведи, без серьезного повода мухи не обидят. Таким совсем не обязательно играть мускулами, их внешность говорит сама за себя. При этом они далеко не всегда увальни — тяжеловесы, им присущи и гибкость, и ловкость, и стремительность.
Вот эта стремительность присутствует и в облике Skoda Kodiaq и задана она ниспадающей к корме крышей. Вроде бы, несложный силуэт, но «нарисовать» его надо с ювелирной точностью. Чешским дизайнерам это удалось: они прекрасно распорядились платформой MQB-B, создав кроссовер, который, несмотря на внушительную колесную базу в 2791 мм, дающую возможность с комфортом расположиться семерым (третий ряд сидений — под заказ), не выглядит громоздко, но располагает к себе с первого взгляда.
Удалось и многое другое — «трехмерная» решетка радиатора с тонкой хромированной окантовкой, например. Но подлинным украшением автомобиля стали полностью светодиодные фары головного света, а также задние фонари. Таким богатством располагает только Skoda Superb: светят ярко, и создают иллюзию, будто выполнены из хрусталя, играющего всеми своими гранями — помнят чехи традиции хрустального производства!
Кстати, ресурс светотехники рассчитан на весь жизненный цикл машины. Не надо ничего менять — крути руль и наслаждайся внутренним спокойствием, которое обязательно придет, когда над трассой сгустятся сумерки: ни один из встречных и попутных автомобилей не устраивал такой иллюминации, как Kodiaq, ярко освещающий себе дорогу и при этом никого не слепя.
Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде
А клады в Нижегородской области — это не сказка. Одни лишь сподвижники Стеньки Разина закопали их более сорока, и все они разбросаны по территории Лукояновского и Арзамасского районов. Говорят, несметные сокровища хранятся под огромным валуном на реке Панзелка. Многие пытались сделать под него подкоп, однако этот колосс лишь глубже врастал в землю, так и не отдав ни единой монетки или украшения. Вроде как заговорил лихой атаман все свое богатство до конца ХХ века. Но вот уже второе десятилетие двадцать первого на исходе, а счастливчиков, которым хоть что-то удалось добыть, не наблюдается. Может, нам повезет?
Первая точка на нашей карте — Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде. Некогда он занимал огромную территорию, был почитаем, но после революции 1917 года его постигла настоящая катастрофа — в древней обители открыли первый в Стране Советов концентрационный лагерь, а потом и вовсе разрушили, причем, настолько, что каким-то чудом сохранилось лишь несколько построек: Крестовоздвиженский собор, имеющий форму равноконечного креста (35×35 метров), колокольный и монашеский корпуса.
Спрашивается, причем тут древняя обитель? Легенда есть. Дело в том, что вместе с монастырем было уничтожено и монастырское кладбище, занимавшее нынешнюю площадь Лядова, включая ту территорию, где расположены общежития для студентов Технического университета. Так вот, якобы при разорении кладбища рабочие раскопали одну из могил и обнаружили там нетленное тело молодой девушки в старинных богатых одеждах и украшениях. Люди остолбенели от восхищения, но один мужичок недолго, думая, сорвал с пальца девушки невероятной красоты перстень, и как только это произошло, она рассыпалась в прах. Счастья осквернителю могилы кольцо не принесло, говорят, умер он в страшных муках…
Еще говорят, что та самая, похороненная на кладбище Крестовоздвиженского монастыря девушка, имела какое-то отношение к атаману Кудеяру — известному на всю Россию разбойнику, ставшему героем знаменитой песни. Тут вот что интересно, по одной из версий, Кудеяр был старшим братом Ивана Грозного, по другой — младшим, по третьей он вообще из «постороннего» рода. Но происхождение этого персонажа мало кого интересует, а вот сокровища — другое дело. Искали их в разных уголках России, в том числе, и в Нижегородской области, и не потому ли мы едем в Кстовский район, что там места были лихие?
Водопад на реке Кудьма в Нижегородской области
Наш караван, состоящий из полноприводных Skoda Yeti, Octavia Combi и нескольких Kodiaq, останавливается метрах в трехстах от этого рукотворного гидротехнического сооружения на реке Кудьма. Грунт после дождей раскис, местами — глубокие колеи, поэтому дальше идем пешком. Хотя, по моим прикидкам, наш «медведь» эту засаду точно бы преодолел. Ну, не пачкаться, значит не пачкаться.
Вот и шум воды слышен. Не Ниагара, конечно, но все же… Достопримечательность! Пусть не высокая, пусть не глубокая, но в жару здесь — красота. Если забраться под струи, то получишь ощущения как в джакузи. А вот нырять ниже по течению не стоит — внизу можно напороться на металлическую арматуру, потому что водопад, скорее всего, являет собой либо часть так и не построенной небольшой ГЭС, либо автомобильной переправы — сейчас никто и не вспомнит.
А места-то эти неспокойными были, шалили тут лихие люди, возможно, и сокровища где-то поблизости прятали, а потому — небольшой маскарад в виде разодетого в «награбленное» разбойничка, встречающего нас на подходе к этому, вообще-то, очень интересному месту. Добраться сюда можно как через Зеленый город, так и со стороны поселка Большое Мокрое.
Лучше — на полном приводе, потому что местность здесь пересеченная, ухабистая, с перепадами высот. Так что, внедорожная часть теста у нас, все же, была, причем наш экипаж, а это, на всякий случай, пять человек, преодолел не одну запланированную, а плюсом к ней еще две «засады». И это были не просто лужи, а довольно серьезные препятствия (об этом чуть позже). Так что, испачкаться нам, все же, довелось, а кто сказал, что Kodiaq должен быть чистым и пушистым?!
Интерьер Skoda Kodiaq
Забираюсь в салон и с удивлением обнаруживаю, насколько просторен Kodiaq. Габариты почти как у Octavia (длина, ширина, высота — 4697, 1882, 1676/1673 в семиместном исполнении), а воздуха больше. Конечно, играет свою роль высокая посадка, но дело не только в ней. Инженерам Skoda удалось реализовать формулу «внутри больше, чем снаружи», причем это ощущение не покидает и на галерке.
Кресла и задний диван, кстати, отменно отформованы, имеют в меру жесткий наполнитель, а передние еще и неожиданно развитую боковую поддержку. Где-то в середине пути, когда мы прошли километров двести, я провел среди экипажа блиц — опрос на тему хороши ли у Kodiaq сиденья? Коллега, который сидел за мной, сказал, что его спина не показатель для оценки эргономики, поскольку проблемы с ней есть.
Ба, да у меня тоже! Но не болела спина, и не ныла на протяжении всего пути. Отсюда вывод: комфортабельность кресел надо проверять как раз проблемными спинами с разными там остеохондрозами. Если такой спине хорошо, то здоровой еще лучше.
Да и в целом придраться к эргономике Kodiaq практически невозможно. Возьмем, хотя бы, руль: то, что он имеет регулировки по углу наклона и вылету — нынче дело обычное, а вот сама форма, профиль, благодаря оптимальному хвату, приводят в полный восторг: даже на конкретных таких буграх «баранка» не норовит вырваться из рук.
Все скомпоновано по делу и с умом, и два перчаточных ящика в передней панели (один над другим), и трансформируемый центральный подлокотник, который можно поднять достаточно высоко, что удобно для рослых людей, и держатель для планшета, надежно закрепленный на подголовнике переднего пассажирского сиденья. Вообще, различных боксов, ложементов, кармашков в машине множество. Они невелики по объему, но их много, и это скорее плюс, чем минус — лучше аккуратно все разложить, чем свалить в одну кучу.
Радует повсеместно мягкий пластик и качественные материалы отделки, а еще, чего я никак не ожидал от строгих в дизайне чехов, — слегка изогнутый контур передней панели. Под выемкой этой ломаной линии берет начало центральная консоль, которую венчает экран информационно-развлекательной системы Skoda Connect. Он расположен на одной линии с рулем — очень удобно для интуитивного управления.
Между прочим, эта система постоянно совершенствуется: функция SmartLinck позволяет выводить приложения со смартфона на центральный дисплей, а еще, загрузив на смартфон специальное приложение, владелец машины может контролировать машину на расстоянии, например, отыскать ее на парковке, проверить остаток топлива в баке и так далее.
Приборная панель — образец классики, которая, как известно, никогда не стареет. По бокам — циферблаты аналоговых спидометра и тахометра, в центре — дисплей бортового компьютера. Приборы отлично читаются, причем, в темное время суток не хуже, чем днем, в чем мы и убедились, особенно, на неосвещенных участках арзамасской трассы.
Что касается опций, то их здесь немало, причем, с премиальным оттенком: это и подогрев руля, и вентиляция передних кресел, и фоновая подсветка салона с выбором цвета, и трехступенчатый подогрев задних сидений, и возможность самим отрегулировать «климат» за спиной водителя, и «пакет для сна» с трансформируемыми подголовниками и складывающимися в обшивку задних дверей шторками.
Есть даже функция — невидимка, а именно — обогрев лобового стекла: вместо привычных тонких нитей оно покрыто токопроводящей пленкой, которая и в жаркую погоду пригодится, поскольку способна немного защитить от солнечных лучей.
Очень удобная штука — возможность сдвигать сиденья второго ряда взад — перед на 180 мм (центральная секция остается неподвижной). Это облегчает жизни задним пассажирам высокого роста и, при необходимости, увеличивает объем багажного отделения. Объемов под поклажу может быть множество, все зависит от конфигурации салона. Если вдруг вам потребуется семиместный вариант, то приготовьтесь к тому, что для вещей останется всего 233 литра. Но вы же не всегда будете возить шестерых — в этом случае, сложив два сиденья третьего ряда, получим вполне зачетные 593 литра.
В пятиместном исполнении багажник почти необъятен: 635 литров, а при сложенном втором ряде — 1980. Даже если поедете впятером, много чего сможете захватить. Вопрос, как с удобством разместиться на заднем диване втроем также вполне решаем: габаритных товарищей рассаживаем по бокам, а в центр — того, кто компактней. Мы так и сделали: в серединке у нас ехала миниатюрная девушка, которой было вполне комфортно и даже весело.
Перевоз, Ичалки, Шатки Нижегородской области
В Перевозе у нас перекус на правах обеда: поглощаем на свежем воздухе местный деликатес — черную шаурму. Так ее зовут за цвет лаваша, который красят чернилами каракатицы. Ребята, нужно пробовать! Цвет лишь украшает данный продукт, делает его пикантным. В целом же можно сказать только одно — вкуснотища!
Несколько слов о Перевозе. Этот населенный пункт основан во второй половине XVI века близ переправы через реку Пьяну на пути Перевозского торгового тракта. Был он деревней, селом, рабочим поселком, а в 2001 году стал городом. Ну, коли здесь проходил торговый тракт, значит, не обходилось и без разбойников, то есть и сокровища где-нибудь поблизости спрятаны. Ну, если не здесь, то, например, в селе Ичалки Перевозского района.
Место примечательное: недалеко от села, основанного, по преданию, после похода Ивана Грозного на Казань, расположен Ичалковский заказник с уникальными карстовыми пещерами и кристально чистыми подземными озерами. Приходилось однажды бывать, впечатляет.
В самом селе мы получаем впечатления от горбатого мостика через реку Пьяну, прозванную так за свою извилистость. Получается, что и река — пьяная, и мост какой-то нетрезвый. Говорят, чуть ли не при царе Горохе эту переправу воздвигли. Бетонных плит тогда, конечно, не было, а вот деревянные сваи, похоже, помнят очень отдаленные времена.
Автомобильный мост не так интересен. К тому же, ведущий к нему участок шоссе построен на месте церкви Троицы Живоначальной, от которой осталась лишь стоящая в стороне колокольня. Ее основание сложено из доломита, который добывается чуть ниже по течению реки в Анненковском карьере. О колокольни остались одни лишь стены, внутри все обрушилось, за исключением части деревянных перекрытий.
Шатки проезжаем транзитом, а вот и село Кудеярово. Не в честь ли го самого атамана оно названо? Предания говорят именно об этом. Кажется, и вправду повеяло «бриллиантовым дымом»…
«Бриллиантовый дым»: Лукояновский район Нижегородской области
Сегодня у деревни Кудеяровки Лукояновского уезда, вроде, уже не шалят, а в прежние времена место это было одним из самых опасных в Нижегородской губернии. Золота — бриллиантов здесь зарыто, по преданиям, огромное количество. Помимо знаменитого валуна на реке Панзелка, под которым, возможно, и в самом деле, много чего спрятано, сокровища активно искали на реке Алатырь между селами Печь и Михайловка. И все это — Лукояновский район, который вместе с Арзамасским удерживает на нижегородчине первенство по количеству кладов Стеньки Разина — считается, что их здесь более 40.
Но не только этим манит Лукоянов. Город имеет богатую культурную историю, за что и отнесен к категории исторических городов России. Здесь, в гостинице Агеева, несколько раз останавливался Александр Сергеевич Пушкин по пути в Большое Болдино. И вот, что самое удивительное: этот дом по улице Пушкина, 326 сохранился до наших дней! Как и дом Ольги Калашниковой-Ключаревой, ставшей прообразом главной героини пушкинской «Русалки». Так что, увидев в Лукоянове бюст великого поэта — не удивляйтесь, он появился здесь совсем не случайно.
В окрестностях Лукоянова есть еще одно примечательное место — единственный в стране этнопарк эрзянской культуры. Здесь нас встречают женщины в национальных одеждах эрзя — древнего народа финно-угорского происхождения, который с незапамятных времен селился в среднем течении Оки.
Народ, кстати, боевой: эрзяне встало на пути половцев, и не позволили им прорваться к древнерусским княжествам через свою территорию. Правда, их национальный герой князь Пургас в 1229 году попытался захватить Нижний Новгород, и ему даже удалось сжечь посад. А, впрочем, это истории давно минувших дней, да и срок давности, чтобы кого-то к ответственности привлечь, истек ох как давно.
Вот и слушаем мы песни, водим хороводы, постигаем, так сказать, местный колорит. Сам этнопарк интересен деревянными изваяниями эрзянского бога Инешкипаза и его приближенных, национальных эрзянских героев, небольшим мемориалом. В беседке нас ждет стол с эрзянскими мучными деликатесами, запеченной в печи картошечкой, солеными огурцами, горячим чаем. Напитка покрепче, от которого голова остается ясной, а ноги заплетаются, не предлагали, хотя очень подробно о нем рассказывали, но мы же за рулем… Поэтому «на посошок» — вода из родника, она не только вкусная, но, говорят, еще и целебная.
Обзор Skoda Kodiaq: на трассе и бездорожье
Когда машина буквально обволакивает комфортом и почти все делает за тебя, можно немного расслабиться и наслаждаться — хватким рулем, отменной обратной связью, прекрасно спевшимся дуэтом «мотор — коробка передач», удобной посадкой, мягкой работой «климата».
Пытаюсь найти хоть какой-нибудь недостаток, но у меня это не получается. Даже боковые зеркала, которые, на самом деле, надо бы сделать чуть больше, не раздражают. Потому что обзорность через лобовое стекло выше всяких похвал — впечатление такое, будто передних стоек вообще нет — настолько широкая, без каких-либо помех, открывается панорама. Конечно, я поднял подушку кресла на максимальную высоту — мне нравится так ездить, и все же…
Попутно должен отметить, что поиск своей точки в системе координат «руль — педальный узел, водительское сиденье» занял считанные секунды и не потребовал принятия какого-то компромиссного решения. И дело здесь не столько в электрорегулировках, сколько, и главным образом, в отменной эргономике, к которой вообще нет никаких вопросов.
Невозможно придраться и к поведению Skoda Kodiaq на шоссе: передняя подвеска McPherson и задняя пружинная многорычажка настроены таким образом, что на гладком асфальте автомобиль может и убаюкать, мелкие неровности ощущаются, но крупные машина пролетает снова как-то незаметно.
В целом же, смена характера дорожного покрытия на комфорте не отражается. Даже когда на очень волнистом, да еще с перепадом высот участке, заднюю ось подбросило, да так, что мой коллега на заднем сиденье коснулся головой потолка, до пробоя подвески дело не дошло. Видимо, помогло то, что инженеры компании почти на два сантиметра увеличили ход сжатия.
Даже в такой ситуации Kodiaq не сошел с траектории. Вообще, курсовая устойчивость у него просто суперская, а взаимосвязи между рулем и машиной иные конкуренты могут позавидовать. Как, впрочем, и шумоизоляции. Не сказать, что она идеальная, но не хуже, чем у многих, а в одном нюансе даже лучше. Сколько машин разом теряют изрядную долю привлекательности, когда начинаешь давить на газ: визг мотора вдруг врывается в салон, где только что было относительно тихо, и бьет по нервам. А тут… «Тапочку» в пол — и никакой какофонии, а лишь спокойное, внушительное урчание. Вот это очень порадовало.
Skoda Kodiaq предлагается с тремя четырехцилиндровыми турбированными моторами: 1,4-литровым 150-сильным, 2,0-литровым производительностью 180 л.с. и дизелем объемом 2,0 литра, развивающим 150 сил. В паре с младшим работает 6-ступенчатый, а с остальными — 7-диапазонный «робот» DSG. Привод пока полный, но в перспективе будут доступны и моноприводные версии.
Самый веселый в этой гамме — 180-сильный агрегат, у которого момент в 320 Н.м снимается в диапазоне 1400 — 3940 оборотов. По паспорту он позволяет разменивать первую «сотню» за 8 секунд, а «максималка» достигает 207 км/ч, что, сами понимаете, очень даже недурственно. Подъемы, затяжные обгоны даются без труда, а это, знаете ли, вселяет уверенность: обходишь машины не на грани нервного срыва, а почти граючи.
Перехожу на ручной режим. Прыти гоночного болида, конечно, не жду, но чувствую, как машина становится собраннее и с большой охотой откликается на работу подрулевыми лепестками. Причем, «робот» не пытается сразу же соскочить с повышенной передачи, но какое-то время ее держит, за что отдельный респект.
Что касается бездорожья, то караван, включавший, кроме Kodiaq, как уже отмечалось, полноприводные Skoda Yeti и Octavia Combi, без проблем преодолел довольно ухабистые, но в целом безобидные лесные тропы и одну вполне мирную лужу. Нам же экспромтом удалось забраться еще в две — довольно глубоких, с неровным дном и приличными колеями по краям. Так случилось, что негде было развернуться — вот и полезли. В какой-то момент подумал, что не вылезем, и что клавиша off road здесь больше для бутафории. Оказалось, что показалось.
Все системы сработали, как надо. Напомним, что привод на задние колеса подключается муфтой BorgWarner (до 2011 года — Haldex). В обычных условиях 90 процентов тяги уходит на переднюю ось, но как только система замечет отклонения от «нормы», часть момента перекидывается назад, причем, происходит это почти незаметно для водителя, то есть он даже не заметит начало пробуксовки.
Что делает клавиша off road? Она обостряет чувства машины: ассистент движения на спуске выборочно подтормаживает колеса, ESC смотрит сквозь пальцы на отклонения от траектории, ABS работает с увеличенными интервалами, электронные межколесные блокировки дифференциалов на обеих осях работают более интенсивно, педаль акселератора менее отзывчива.
Этого хватило, чтобы не ударить бампером в грязь. Вполне достаточно и дорожного просвета, который в нашем случае составил около 190 мм. И на протяжении всего пути нам по-честному, без халтуры, помогали многочисленные электронные ассистенты, из которых особенно хотелось бы отметить систему кругового обзора Area View с камерами спереди и сзади, а также в зеркалах заднего вида.
Система дает вид сверху, 180-градусную панораму, причем, в отменном качестве, которое сохраняется даже после грязевых ванн, поскольку задняя камера снабжена омывателем. Благодаря этому «перископу» Kodiaq спокойно пятился задом почти сто метров по узкой лесной тропинке «средь берез и сосен», когда наш караван немного сбился с пути. Картинка с динамической разметкой была отменной — я смотрел на экран как в открытое окно.
И еще одна интересная штучка: на торцах всех четырех дверей кроссовера имеются пластиковые элементы, которые выдвигаются в момент их открытия, предохраняя от вмятин и царапин и вашу дверь и кузова соседних машин. В тесном паркинге эта функция поможет избежать ненужных конфликтов.
Кто ищет, тот найдет
…Клад ожидал нас в кафе «Золотая рыбка» в Лукоянове, откуда, поужинав, мы тронулись в обратный путь. Это был горшок со старыми монетами. Не золотыми, нет. Но разве дело в этом? Каждый получил по одной денежке на память, а команда победителей квеста — по плюшевому мишке. Все по-честному: если мы что-то искали, то должны были найти. На самом же деле истинным кладом я бы признал сам Kodiaq — автомобиль, к которому и прибавить-то нечего, да и отнять ничего нельзя.
Текст: Александр ШероновФото: автора и Автоцентра Злата