Lada Vesta SW Cross: Очевидное – невероятное
Нам есть чем гордиться: тольяттинские инженеры создали настоящую «бомбу», способную взорвать все и вся и в первую очередь – наши представления об отечественных автомобилях. «Кроссовая Веста» вышла относительно недорогой, с выдающейся комбинацией потребительских качеств. Прокатившись, я подумал: «Неужели мы действительно научились делать машины?»
Еще два-три года назад любой человек, узнав, что за «Ладу» просят почти 800 тысяч рублей, повертел бы пальцем у виска: «С какой стати, это же “Жигули”!» Такой образ мышления до некоторого времени был действительно характерен в среде покупателей сегмента лоукост, в массе своей как раз и выбиравших «Лады». Виноваты в такой реакции только сами тольяттинцы, которые исправно, в течение долгих лет, поставляли на родной рынок «тазы», как называли отечественные машины сами «счастливые» владельцы. Однако Vesta, появившаяся в ноябре 2015 года, сильно изменила настроения людей.
Она не одна такая!
Как отметил руководитель отдела маркетинга АвтоВАЗа Александр Бредихин, 44% покупателей седана Vesta – это бывшие владельцы иномарок, причем преимущественно те, кто предпочитал подержанные модели компактного класса. А вот другая часть, добавляет исполнительный вице-президент Ян Птачек, это первые владельцы Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo, то есть, прямых конкурентов. Было бы лукавством не упомянуть и про третью часть – тех, кто пересаживается с «китайцев», однако здесь процесс совершенно точно не связан с ценообразованием. Просто так сложилось, что достойных образцов из Поднебесной в России – пересчитать по пальцам, да и те – кроссоверы, а основная масса легковушек из КНР уже исчерпала кредит доверия и потихоньку уходит из России.
Ключевое изменение в салоне коснулось обогрева ветрового стекла – по многочисленным просьбам владельцев седана его «повесили» на отдельную кнопку
Собственно, именно с кроссоверами, по задумке тольяттинцев, и должна соперничать Vesta SW Cross. Главная цель – Hyundai Creta, точнее его переднеприводная версия с мотором в 1,6 л, которую оценивают чуть дороже, чем SW Cross с 1,8-литровым ДВС. Впрочем, по большому счету, в России у Vesta SW Cross вообще нет прямых конкурентов. Если расширить географию, окажется, что SW Cross расположилась где-то между европейской Skoda Fabia Scoutline и продающимся в Китае Volkswagen C-Trek. Интересно, что немцы представили свою модель позже, чем АвтоВАЗ концептуальный универсал – дело было на Moscow Off-Road Show в 2015 году. Не означает ли это, что заграница уже смотрит на нас? А почему бы и нет? По крайней мере, можно констатировать, что если Lada и не задает направление развития для мировых рынков, то уж точно находится во главе лидирующей группы.
Что и говорить, тольяттинская новинка стала ориентиром и образцом, задав для других производителей в бюджетном сегменте новую высоту. До сих пор ни одна машина на российском рынке не предлагала такого сочетания геометрической проходимости и объемистого багажника, плотной, подходящей для езды по нашим проселкам подвески, и приличной, на европейском уровне, шумоизоляции. Я уж не говорю о замечательном 1,8-литровом двигателе, дебютировавшем еще на Xray, и на деле доказавшим, что нашим мотористам только финансирование дай, так они кого хочешь за пояс заткнут.
В общем, за руль новенькой Vesta SW Cross в аэропорту Адлера я садился в хорошем настроении, правда, не без опаски. Концепт универсала хотя и показали два года назад, но одно дело увидеть макет на выставочном стенде или фото в интернете, и совсем другое – живую машину на дороге. Как бы не вышло ажиотажа. Как в воду смотрел! Первый же полицейский едва не бросился под колеса: «Это – что, наши делают? Не верю!». Пока он с пристрастием осматривал «Ладу» и вертел свидетельство о регистрации со штампом «Испытания», я отбарабанил предусмотрительно заготовленную «презентацию». «Серийная? – Самая, что ни на есть». Страж порядка еще долго смотрел мне вслед, забыв про службу. Я же решил свернуть с оживленной дороги, потому что если консультировать всех подряд, то и на тест времени не останется.
Проверка в деле
Удалившись от магистрали, я оказался в горном селе, где на одном из подъемов градусов в 15-20 встал за медленно ползущим «КамАЗом». Посмотрим, как справляется флагманский 122-сильный мотор с универсалом SW Cross, который тяжелее седана Vesta на 70 кг! Включаю в ручной коробке первую ступень, убираю ногу с «газа». Едет, да еще как! Мне пришлось даже пару раз осадить «Ладу» тормозами, чтобы она не уперлась в брус безопасности, приваренный к корме грузовика. И это при двух пассажирах в салоне и полных дорожных сумках в багажнике. К слову, и на загородных шоссе мотор совершенно не ограничивает желание водителя держаться в потоке. Разве что на затяжных подъемах водителю придется понизиться на четвертую передачу, а если машина загружена «под завязку», то, может быть, даже и на третью. Но по крайней мере, SW Cross точно не потеряет в скорости и достигнет вершины тягуна, не выпав из потока.
Вместе с «кроссовым» универсалом тольяттинцы представили и обычный, на него планируют не более 10-20% продаж
Проселки – вот стихия новой «Лады». Трудно сдержаться и не поддать газку. Мы с напарником даже договорились попробовать «пробить» подвеску – не получилось, пока по невнимательности я не влетел в ухаб. «Ну и дорожку организаторы проложили, как для внедорожников!» – радовались мы, пока не поняли, что заблудились. Оказалось, в пылу соревновательной борьбы мы проехали два десятка километров по лесной дороге – сначала грунтовой, а затем и каменистой. Пришлось сбавить ход, но чем дальше мы пробирались, тем крупнее становились камни. Дело ожидаемо кончилось тем, что «Лада» не смогла вскарабкаться в очередной подъем. Да, мы нашли предел ее возможностей. Я вышел из машины, чтобы перевести дух, и только тут оценил обстановку: под колесами – здоровые камни с острыми краями, по одному борту – высокий непроходимый кустарник, по другому – обрыв. К счастью, нам удалось задним ходом, очень медленно доползти до безопасного места, а то пришлось бы эвакуировать нас вертолетом.
Вернувшись в поля, мы с холодной головой взяли холм-другой, так и не зацепив ничем опасным за днище. Все-таки 203 мм дорожного просвета – именно то, что нужно в наших условиях. Вывесив машину, мы убедились, что тольяттинские инженеры в нужных местах усилили жесткость кузова – и боковые двери, и багажная закрывались и открывались совершенно беспрепятственно. Да-да-да, мы действительно научились делать машины…
Резюмируя наши полевые упражнения, отмечаем: у тех покупателей, кому высокий клиренс SW Cross нужен не только для парковки на бордюре, выбор один – модификация с 1,8-литровым мотором и ручной 5-ступенчатой КП. Дело в том, что у вазовского 1,6-литрового агрегата для полей просто не хватит тяги, а у модификации 1.8 c «роботизированной» коробкой АМТ, для которой ZF поставляет из Германии исполнительные механизмы, существенно меньше диаметр сцепления: 200 мм против 215.
Жаль, что вазовцы еще только думают над полным приводом для моделей с поперечным расположением силового агрегата. Если бы все четыре колеса «Кроссовой Весты» сделать ведущими, наш завод оказался бы не в состоянии обеспечить лавинообразный спрос. Наверное поэтому и медлят… К слову, именно Vesta SW Cross должна стать первой машиной после классической «Нивы», борт которой украсит шильдик «4х4». Случится это может, ориентировочно, через год-другой.
Текст: Журнал «Автомобили»