В самом начале прошлого года портал Mode выпустил трехминутный видеоролик под названием «100 лет автомобилей», где условно разбил историю автоиндустрии на 10 десятилетий и показал собирательный образ автомобиля, который то или иное десятилетие определял. Если хотите, можете посмотреть этот ролик сами. Ну а если нет, то мы попробуем поверхностно его описать.
Итак, по мнению авторов, 60-е годы, например, характеризовались молодыми бунтарями-неформалами на Chevrolet Camaro, в 70-х были в почете классические европейские родстеры типа Fiat 124 Spider, в 80-х на передний план выходят модные пижоны на Porsche 911, в 90-х – практичные семьянины на первых кроссоверах типа Toyota Rav4, а вот в 2000-х – экоактивисты на гибридах Toyota Prius. Если почитать комментарии общественности под видео, то можно выделить следующую траекторию мысли: «Приус? Это шутка?»; «Какого черта здесь делает Приус?»; «Я нормальный человек. Я вижу Приус и ставлю дислайк»; «Внимание! Данное видео содержит Приус»… Toyota Prius – это настоящий мем автопрома, «безжизненный ящик», объект насмешек и издевательств.
На автомобильных сайтах действительно принято говорить о «Приусах» в сатирических тонах. Их владельцев обычно считают сектантами, а также самодовольными, высокомерными, назойливыми и нудными особами. В большинстве своем они не понимают, как работает гибридная система, и поэтому находят свое место в политике: на западе Prius – довольно популярная поверхность для расклеивания агитационных листовок, плакатов и предвыборных речей. Это очень противоречивый автомобиль. Как мы выяснили в первых абзацах, автоэнтузиасты его ненавидят, поскольку он воплощает скорее не машину, а бытовой прибор, транспортирующий вас из одной точки в другую без единого намека на оргазм. Тем не менее, в мире существуют люди, которым абсолютно наплевать на все, о чем мы до сих пор говорили. И их миллионы. Да-да, Тойота продала более 3,5 млн «Приусов», а это на минуточку почти половина всех ее гибридов. Эти люди невозмутимо наслаждаются расслабленным прогрессом и приводят в исступление водителей из той вереницы, что застряла на узком шоссе позади их неспешно едущего автомобиля…
Toyota потратила более 10 лет, чтобы вложить понятие «зеленого автомобиля» в головы потребителей. Со временем эта идеологическая ниша стала заполняться другими гибридами и полноценными конкурентоспособными электрокарами типа Tesla Model S и Chevrolet Volt. Сегодня она настолько велика, что мы устанем перечислять, а вы устанете читать. Когда там стало тесно, Toyota заговорила о водороде как о топливе будущего и освоила еще один неизведанный пласт, выпустив Mirai. Однако японский концерн не собирается бросать и игнорировать машину, которая, собственно, повела ее по зеленой тропе. Перед дебютом нового поколения сам президент компании Акио Тойода дал понять, что новый Prius получит дизайн, который заставит ваше сердце биться чаще. Очевидно, что после такого заявления все остальные сотрудники компании очень занервничали. Сотни раз все перепроверив и убедившись, что машина соответствует обещаниям президента, японцы показали миру новый эталон.
Почему «Приусы» выглядят так странно? По той же самой причине, почему странными выглядят японские «корчи» с гигантскими спойлерами типа Supra. Внешность провозглашает цель: или ты едешь экономно, или быстро. Новый Prius сохраняет фундаментальную треугольную тематику предшественника и приправляет ее чувственными элементами барокко. Дизайн можно назвать переигранным и «подтаявшим» – именно такое впечатление производят фары и уж тем более фонари. Зато первичная функция выполнена блестяще: коэффициент аэродинамического сопротивления равен 0,24 – один из самых низких показателей среди всех серийных машин.
Салон на фоне прошлого поколения стал гораздо приятнее. Сами японцы в этом плане используют сравнение 8-битной приставки и PlayStation, хотя это, на наш взгляд, преувеличение. Если вы ездили на «Приусах» раньше, то знаете, как тут все устроено: традиционные режимы Eco, Normal и Power и абсолютно бесполезный режим EV (чисто электрический). Белый пластик на центральной консоли и руле напоминает не то медицинское оборудование, не то общественные туалеты. Цифровая приборная панель смещена в центр и представляет собой два 4,2-дюймовых многофункциональных дисплея с отличной графикой. Еще один очень приличный цветной сенсорный дисплей мультимедийной системы ToyotaTouch 2 расположился на центральной консоли (на прошлом поколении дисплей выглядел как на советской портативной игре, где волк из «Ну, погоди!» ловит яйца). Ну и конечно стоит отметить синий джойстик КП, который слишком мал, чтобы при переключениях использовать ладонь как на нормальных рычагах. Достаточно будет трех пальцев.
Как ни странно, Prius едет лучше, чем вы ожидаете. Возможно когда-нибудь мы осознаем, что гибриды необязательно должны быть маломощными и вялыми. Что касается динамики, то Prius – это более разумный выбор, чем та же Corolla с мотором 1,6 л. И все благодаря абсолютно новой платформе TNGA (Toyota New Generation Architecture — «архитектура нового поколения Toyota»). Первым на себе ее применил именно Prius. Автомобиль стал шире и понизил центр тяжести. Спереди как и раньше остались «МакФерсоны», а сзади Toyota применила двухрычажную независимую подвеску. TNGA увеличила жесткость кузова на целых 60%.
Новый Prius оснащен тем же 1,8-литровым, работающим по циклу Аткинсона мотором, что и прошлое поколение, однако неожиданно мощность ДВС понизилась до 95 л. с., а суммарная мощность упала со 132 до 122 л. с. Если вдруг кто-то забыл, то Prius – это последовательно-параллельный гибрид, то есть он объединяет плюсы и минусы последовательных и параллельных гибридов, являясь существенно эффективнее и тех, и других. Основная черта – наличие планетарной передачи, которая разделяет «питание» от ДВС и от электродвигателя. По сути функция электромотора здесь – позволять бензиновому лентяйничать. Его мгновенный крутящий момент, например, очень помогает при стартах, где ДВС, наоборот, минимально эффективен. Продолжительная бесшумная езда считается для гибридов хорошим тоном, но она по плечу лишь версии Prius Prime (розеточный гибрид), которая у нас не продается.
Когда мы говорим об идеальной машине автоэнтузиаста, мы учитываем несколько факторов: мощность, крутящий момент, управляемость и так далее. На ум приходят старые Porsche 911 или какой-нибудь Caterham. По сути Prius – это тоже машина автоэнтузиаста, только цель у него иная. Его цель – экономия топлива, и это такой же важный аспект как, например, ускорение. Как только мы начинаем думать о водителях Prius как об энтузиастах эффективности, все сразу встает на свои места. Почему они ездят так раздражающе? (Хотя, объективно говоря, японские корчи с гигантскими спойлерами типа Supra раздражают ничуть не меньше.) Может быть потому, что хотят проехать как можно больше километров на литре бензина? Действительно, за рулем Prius вы будете постоянно сомневаться в исправности датчика уровня топлива, потому что стрелка как правило стоит на месте. Расход по городу во время теста составил около 4 литров, а вот по трассе он чуть выше: в этой машине все наоборот.
У нас двойственное отношение к автоиндустрии. С одной стороны, мы любим простые и бесхитростные олдтаймеры, а с другой — с радостью принимаем любые новые технологии и восхищаемся потенциалом дуэта ДВС и электромотора. Все-таки невероятно, насколько далеко зашли гибриды! Еще каких-то 15 лет назад этот сегмент был безжизненной пустыней, а теперь нам открылись перспективы действительно разумного использования электричества, и гибриды уже по полной программе освоились в мире Ле-Мана и Формулы-1. Но! Ни один автомобиль не полезен для окружающей среды! Просто примите это как должное! В Северной Калифорнии нет магического дерева, на котором растут, созревают и падают в руки богатым борцам за экологию автомобили Tesla. Строительство любого автомобиля – это «грязный» процесс. Если вы в самом деле хотите помочь окружающей среде, ездите меньше, переезжайте ближе к месту работы, пользуйтесь общественным транспортом, велосипедом и органическими удобрениями.
Не думайте, что покупка Prius освободит вас от ответственности, сколько бы реклам с радугой и магическим лесом ни выпускала Toyota. К тому же, вы совсем не экономите средства из-за премиальной наценки на гибриды. Много ли вы видите вокруг новых «Приусов»? Нет? А все потому, что цена в России на одну-единственную доступную комплектацию составляет 2 112 000 рублей. За эти деньги можно купить какой-никакой BMW 3-Series. Как-то портал Edmunds подсчитал, что среднему водителю потребуется 7,5 лет, чтобы отбить разницу между Prius и, скажем, пресловутой Corolla. Конечно, гибрид – это интересная и для кого-то даже полезная тема, но в наше время можно найти дизельные варианты со схожим расходом. Год назад немцы на Opel Insignia с 1,6-литровым CDTi ecoFLEX мощностью 134 л. с. и моментом 320 Нм проехали на одном баке 2 111 км. При этом средний расход по компьютеру составил 3,46 л/100 км. Такой вариант обойдется дешевле и не будет содержать эти многочисленные батареи, которые совсем не дружелюбны к экологии.
Однако вернемся к нашему новому «Приусу». По сравнению с прошлым поколением он действительно интереснее, экономичнее и практичнее. Конечно для многих наших читателей это последняя машина, на которой они хотели бы ездить, но будучи прогрессивными любителями автомобилей всех типов, мы должны уважать машину за то, что она великолепно делает свою работу. «Джипы» хороши на бездорожье, «Порше» – на извилистых дорогах, минивэны отлично подходят для перевозки людей, а дизельные грузовики – для буксировки грузов. То, что собака не умеет мяукать, не означает, что она хреновая кошка. Она собака! Так же и Prius. Хватит смотреть на него как на повседневную машину. Взгляните на него как на технологический образец, научивший людей основам гибридных систем. И тогда он вовсе не покажется вам ужасным!
Фотогалерея:
31 фото
Благодарим компанию «ООО Тойота Мотор» и лично Дмитрия Крылова за предоставленный автомобиль.
Антон Ковалев