К новому законопроекту о нестационарной торговле вопросов пока больше, чем ответов

В Общественной палате РФ 22 января прошли «нулевые чтения» законопроекта, регулирующего нестационарную и развозную торговлю. В обсуждении документа приняли участие представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» подготовлен в целях реализации пункта 10 плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, а также паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержки индивидуальных предпринимательских инициатив».

Законопроектом предлагается установление неких принципов и правил, регулирующих нестационарную торговлю в Российской Федерации. В частности, в тексте документа говорится о необходимости:

·уточнить терминологию и привести ее в соответствие с современными требованиями рынка;

·закрепить на федеральном уровне варианты и общие принципы юридического оформления прав на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;

·закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных и муниципальных нужд;

·установить возможность осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов по заявительному принципу любым хозяйственным субъектам в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;

·установить минимальный срок действия договора по размещению нестационарных торговых объектов (5 лет).

Однако в представленном виде законопроект содержит ряд серьезных недостатков.

Например, введение специализации нестационарных торговых объектов и требование ее соблюдения. То есть если предприниматель продает цветы, то, в соответствии с проектом закона, конфеты он уже продавать не может. Предприниматель ставится в жесткие условия, при которых вероятность нарушения им существенных условий договора ставится в ключевую зависимость от конъюнктуры рынка. Это напрямую противоречит Конституции, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и свободу экономической деятельности. Принятие статьи 2 части 2 пункта 11 законопроекта может привести к ограничению конкуренции и злоупотреблениям со стороны органов местного самоуправления.

К аналогичным последствиям может привести и статья 10 предлагаемого закона. Распространение действия схемы размещения НТО на любые объекты независимо от формы собственности необоснованно ограничивает права собственников земельных участков и иных объектов недвижимости. Осуществление развозной торговли на основании свидетельства, выдаваемого органом государственной власти субъекта РФ, противоречит Указу Президента РФ «О свободе торговли». Неопределенность требований приведет к нарушению защищаемых Конституцией ценностей – единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.

Помимо изложенного, анализ перечисленных норм указывает на желание разработчиков установить для субъектов мелкорозничной торговли дискриминационные условия, выражающиеся в обязательном получении согласия органа власти для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, рассматриваемые нормы имеют признаки избыточного регулирования, в силу чего способны провоцировать возникновение коррупциогенных ситуаций.

Кроме того, законопроект содержит массу норм, допускающих расширительное толкование. Слово «иные» встречается в тексте 19 раз: «иные полномочия», «иные сведения», «иные основания». Данные определения тождественны «любые полномочия», «любые сведения», «любые основания», – что также может привести к ограничению конкуренции и злоупотреблениям со стороны органов местного самоуправления.

По заверению организаторов обсуждения, все озвученные замечания будут учтены в итоговом проекте закона.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*