Малые форматы торговли: помочь бизнесу и учесть интересы потребителя

В Общественной палате РФ прошло нулевое чтение законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин отметил, что изменения, предложенные в законопроекте, назрели давно.

«Мы понимаем, что торговля в регионах играет важную экономическую и социальную роль и с точки зрения малого бизнеса, и с точки зрения самозанятости, что особенно важно сегодня. Также есть тренд на потребителя — люди хотят покупать хорошую продукцию, в том числе местных производителей. А такие формы торговли во многом являются самыми гибкими, особенно в малых населенных пунктах. Общественная палата в целом поддерживает основную идею законопроекта, которая состоит в том, что устанавливаются единообразные подходы и основные принципы оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, но есть ряд замечаний и дополнений, о которых мы будем сегодня говорить».

Директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никита Кузнецов подчеркнул, что вопрос малых форматов торговли впервые решается на столь высоком уровне, а сам законопроект, участие в разработке которого принимали представители отрасли, — некий компромисс, взаимоувязывающий интересы многих сторон.  

«В сознании многих, в том числе чиновников, сложились стереотипы, что малые форматы — это грязь, антисанитария, то, с чем нужно бороться, приводить в порядок, — мы все знаем эту риторику. При разработке законопроекта перед Минпромторгом стояла задача переломить эту тенденцию, эти стереотипы. Что-то удалось, но, возможно, какие-то стереотипы нам не удалось перебороть, и они нашли отражение в законопроекте. Для этого мы и обсуждаем его и будем вносить поправки», — сказал он.

Никита Кузнецов напомнил, что законопроект разработан в рамках реализации плана мероприятий Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и отражает такие ключевые моменты, как заключение договоров на розничную торговлю сроком от пяти до семи лет; однократное продление договора без торгов; предоставление компенсационного места и ряд других положений.

Общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав малого и среднего бизнеса, генеральный директор акционерного общества «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» Виктор Ермаков отметил, что Общественная палата РФ остается центром согласования интересов гражданского общества и бизнеса. 

«Мы должны думать о качестве жизни людей; цены, товары, услуги должны быть приемлемы и качественны, доступны и в плане расстояний (особенно это касается пенсионеров), и плане простоты получения доступа к продукту. Это самое важное — учесть интересы людей», — сказал он. 

По мнению омбудсмена, главная проблема состоит в том, что сегодня схемы размещения торговых объектов регулируются муниципалитетами. Передача полномочий по администрированию на региональный уровень будет способствовать развитию малого и среднего торгового предпринимательства.

С ним согласился президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, который считает обсуждаемый законопроект колоссальным шагом вперед, но тем не менее нуждающимся в том, чтобы неоправданные компромиссы, такие как, например, запрет субаренды, были устранены при рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации. 

В развернувшейся дискуссии приняли участие представители государственных ведомств, общественных организаций и бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Саха (Якутия), Астраханской, Брянской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Московской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Ульяновской, Челябинской областей, Красноярского края и других регионов.

Участники мероприятия отметили, что отдельные положения законопроекта, затруднят ведение бизнеса. Среди его очевидных недостатков — противопоставление нестационарных торговых объектов (НТО) стационарным магазинам; отсутствие разграничения сферы торговли и сферы предоставления услуг; возможность только для однократного продления договора. И наконец, самое главное — у муниципалитетов остаются возможности для создания барьеров в ущерб интересам предпринимателей и, как следствие, коррупционных схем.  

Законопроект должен быть простым, четким и понятным для бизнеса, убеждена уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области Ольга Устинова, которая поделилась практикой региона, сумевшего в условиях проведения чемпионата мира по футболу найти здоровый компромисс между запросами бизнеса и власти, и высказала опасения, что без внесения указанных экспертами поправок может произойти ухудшение условий ведения нестационарной торговли. По ее мнению, сегодня бизнес старается быть честным и добросовестным, значит, надо предоставить ему возможности для реализации.

Среди положительных моментов участники отметили наличие точек роста, которые позволят предпринимателям создавать и развивать подобные форматы торговли, и согласились, что закон, закрепляющий общеполагающие вещи, назрел и действительно нужен. 

Подводя итоги, Илья Семин подчеркнул, что, хотя на мероприятии высказывались диаметральные, взаимоисключающие точки зрения, наметился определенный консенсус: большинство экспертов считает, что закон нужен, но требует доработки. 

«При подготовке предложений в правительство мы сконцентрируем точку зрения Общественной палаты на поправках. Сегодня обсуждалось, как улучшить законопроект, исходя из задачи остановить падение торговли, а ведь в майском указе Президента говорится о необходимости обеспечить рост экономики. Этот законопроект — одна из форм решения этой задачи. Мне видится, что через создание единых требований и форм, которые исключат возможности злоупотребления, мы создадим условия для хорошей работы и позволим бизнесу доставлять товары потребителям».

 www.oprf.ru

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*