Счетная палата: госконтракты в сфере здравоохранения с единственным поставщиком повышают нагрузку на бюджет

С 2015 г. объем госзакупок у единственного поставщика, проведенных согласно распоряжениям Правительства России, вырос. Зачастую они осуществляются на высококонкурентных рынках, что нелучшим образом отражается на эффективности расходования бюджетных средств и развитии конкуренции. На втором месте в рейтинге видов деятельности, где преобладают закупки без торгов, – оборот лекарственных средств. Такие данные приводит Счетная палата в своем отчете, опубликованном в апрельском номере Бюллетеня СП РФ.

С 2015 г. по истекший период 2018-го было издано 218 актов правительства об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В 2016 г. рост составил 20,5% по отношению к 2015 г., а в 2017-м – 37,7% по отношению к показателю предыдущего года. По оценкам аудиторов, такие решения оказались весьма накладными для бюджета. Если брать только рынок лекарственных средств, то, по оценкам Счетной палаты, за четыре года этот сегмент составил порядка 35,6 млрд руб. Если бы закупки медикаментов осуществлялись конкурентным способом, а не у назначенного правительством поставщика, экономия могла бы составить 3,3 млрд руб.

В соответствии с распоряжением правительства АО «Национальная иммунобиологическая компания» определено единственным поставщиком иммунобиологических лекарственных препаратов, закупка которых осуществлялась в 2015–2017 гг. Минздравом России. Общая сумма заключенных контрактов составила 15,5 млрд руб. Аудиторы проанализировали контракты, которые «Национальная иммунобиологическая компания» заключала непосредственно с  поставщиками этих самых лекарственных препаратов в 2017 г., и оказалось, что стоимость «посреднических услуг» эксклюзивного поставщика составила 1,1 млрд руб.

Не менее впечатляющей выглядит и фактическая прибыль, полученная ПАО «Ростелеком» в рамках исполнения контракта по подключению медицинских организаций к интернету, –  примерно 30% от цены контракта.

В своем отчете специалисты СП обращают внимание на необходимость совершенствования существующего законодательства о госзакупках. Например, в части определения НМЦК. Сегодня Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не являются обязательными для применения заказчиками.

Единственным поставщиком может выступать даже компания с иностранным участием в уставном капитале, что несет риск возникновения конфликта интересов между заказчиком и поставщиком. Так, согласно распоряжению Правительства России от 2015 г., единственным поставщиком на поставку коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (с нерассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии), а также иных медико-лечебных компонентов и средств для федеральных и  муниципальных ЛПУ было определено ООО «Стентекс». На момент издания нормативного акта его учредителем являлась в 100-процентном объеме иностранная компания «Ренова инновэйшн технолоджис ЛТД» (Багамские острова).

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*