Аудиторы указывают на проблемы в реализации майских указов президента, призванных обеспечить опережающий рост оплаты труда в бюджетном секторе. Так, планка по зарплатам младшего медперсонала за семь лет так и не достигнута в 48 регионах из 85.
Благодаря майским указам 2012 года о росте оплаты труда в бюджетном секторе в целом по экономике к 2019 году зарплата выросла в 1,8 раза, в образовании – в 1,95 раза, в области здравоохранения и социальных услуг – в 2,1 раза. Такие данные приводит Счетная палата по итогам анализа реализации указов президента о повышении оплаты труда 12 категориям работников.
В ведомстве отметили, что федеральные и региональные органы власти приняли ряд нормативных документов, которые стали более справедливо регулировать оплату труда в бюджетной сфере. При расчете показателя средней заработной платы по региону стали учитываться и работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
При этом на федеральном и региональном уровнях применяются различные системы расчета и выплаты зарплат. В частности, регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда подведомственных госучреждений. В результате ставки по одним и тем же должностям на разных территориях отличаются в разы. Это привело к необоснованной дифференциации в размере окладов бюджетников и существенно затруднило реализацию майских указов для ряда субъектов.
По данным аудитора Сергея Штогрина, которые приводятся в сообщении, в 2019 году в ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели. Наибольшие проблемы отмечены в категории «младший медицинский персонал»: 48 регионов из 85 так и не смогли достичь планки по зарплате этим работникам в 100% от средней по субъекту.
Счетная палата обращает внимание, что рост оплаты труда сопровождался сокращением численности сотрудников. Так, по данным Росстата, младшего медицинского персонала за 2013—2019 годы стало меньше на 61,3%, социальных работников – на 32,6%. Общая численность по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5 %.
В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники переводились из одних категорий в другие, отметил Штогрин. При этом процесс шел в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%.
По итогам анализа Счетная палата рекомендовала Минтруду установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме того, по мнению контрольного ведомства, ряд госпрограмм нужно дополнить показателями, характеризующими поддержание уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами 2012 года.