В Госдуме заявили, что более 70 регионов перешли на новую систему обращения с отходами

В рамках новой системы регионы, в частности, должны были утвердить территориальные схемы и программы обращения с твердыми коммунальными отходами

МОСКВА, 10 января. Свыше 70 регионов России перешли на новую систему услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил ТАСС председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

С 1 января 2019 года в РФ началась так называемая мусорная реформа – начала работать новая система регулирования услуг по обращению с ТКО. В рамках реформы регионы должны были утвердить территориальные схемы и программы обращения с твердыми коммунальными отходами, нормативы их накопления, выбрать единых региональных операторов, которые возьмут на себя все этапы работы с отходами – от вывоза мусора до устранения нелегальных свалок.

“По нашим данным, 60 регионов полностью вошли в реформу, то есть там региональные операторы полностью, на территории всего субъекта приступили к своим обязанностям. Еще 11 регионов вошли в реформу в целом, но на одной или нескольких зонах в целом внутри этого региона региональные операторы до сих пор не выбраны. Это те регионы, которые имеют отдаленные территории – там у них возникли сложности с выбором операторов. В целом 71 регион перешел на новую систему обращения с отходами”, – сказал он.

Бурматов пояснил, что 14 регионов при запуске реформы столкнулись с теми или иными проблемами. “14 регионов так или иначе с какими-то проблемами столкнулись, но вы помните, что в конце прошлого года комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды внес поправки, застраховавшие регионы от мусорного коллапса и давшие возможность использовать другие организации, которые могут обеспечить вывоз мусора. <…> У них год, когда они могут использовать другие организации – МУП, ГУП, бюджетные учреждения, чтобы этим [вывозом мусора] заниматься”, – сказал депутат.

Проблемы перехода на новую систему

Председатель комитета пояснил, что возникающие проблемы необходимо решать непосредственно на местах. При этом одна из главных сложностей, по его словам, заключается в том, что не все субъекты смогли перейти на раздельный сбор мусора.

“Мы [профильный комитет Госдумы] фиксируем, что регионы совершенно не занимаются раздельным сбором мусора. И это очень серьезная проблема, потому что буквально несколько регионов перешли на систему раздельного сбора, включив ее в территориальные схемы размещения отходов. Это проблема, значит, у них мусор возят просто другие люди, но на те же полигоны, а нам бы хотелось, чтобы они везли его на переработку, потому что у нас простаивает 80 заводов по переработке, загруженных всего на 30-40%”, – сказал депутат.

Отдельное внимание эксперт уделил проблеме, связанной с отсутствием единого норматива накопления ТКО. “Потому что нормативы накопления, то есть сколько образует человек отходов в год, разнятся от региона к региону в 500 раз – это недопустимо. Это полностью влияет еще и на платеж, который граждане платят, из-за этого и скакнули в некоторых регионах эти платежи. Поэтому я попросил Генпрокуратуру это проверить”, – пояснил депутат, отметив, что в настоящее время проверки ведутся в 85 регионах страны.

Информационное сопровождение и пересмотр тарифов

“Есть негативная тенденция в некоторых регионах, где губернаторы начинают выкручивать руки региональным операторам, которым они согласовали тарифы, которые уже зашли в реформу и начали работать, – теперь им говорят снижать тариф, например. <…> Это выдавливание региональных операторов, которые выиграли конкурс”, – добавил Бурматов, пояснив, что это нарушение зафиксировано в четырех регионах страны.

Обратил внимание на невозможность снижения властями субъекта тарифов накопления ТКО после проведения конкурса по выбору оператора и исполнительный директор ассоциации “Чистая страна” Руслан Губайдуллин. “Задача сейчас в регионах, чтобы региональный оператор не обанкротился, чтобы не снижались нормативы и тарифы уже после того, как конкурс был отыгран. <…> Если норматив мусорообразования не будет соответствовать действительности, то регоператор не сможет подготовиться – не поставит баки, не сможет брать деньги с мусорообразователей”, – считает эксперт.

Губайдуллин также высказал мнение, что власти регионов и региональные операторы должны уделить большее внимание реформе, так как это позволит повысить платежную дисциплину.

“Можем точно сказать, что регионы и региональные операторы точно не дорабатывают с точки зрения информационного сопровождения реформы, категорически не дорабатывают, потому что хотят, но не умеют рассказать о работе. <…> Работать надо с детьми, в школах, объяснять гражданам, за что они платят, потому что регоператору необходимо, чтобы была высокая платежная дисциплина. Когда человек понимает, за что [за организацию и обслуживание каких именно изменений в системе обращения с ТКО] он платит, он начинает платить”, – сказал Губайдуллин.

Говоря о реформе в целом, эксперт пояснил, что она “запущена успешно”. “Сейчас работа идет, в каждом регионе созданы горячие линии по проблемам, и в каждом субъекте полномочия именно на регионе – если раньше за мусор отвечал муниципалитет или глава района, то теперь это на уровне субъекта, как раз губернатора. Мало того, с 1 января 2019 года в оценку эффективности губернаторов включена как раз доля обработанных ТКО в общем объеме ТКО, то есть теперь в рейтинге, в КПИ первого лица субъекта еще и мусорная составляющая появилась – поэтому главы регионов как раз в этом заинтересованы”, – сказал исполнительный директор ассоциации.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*