2018 год является юбилейным для Московской областной Думы – ей исполняется 25 лет. Вместе с ней юбилей празднует и законодательство Подмосковья – именно с появление областного парламента в регионе начала формироваться собственная правовая база. О том, как зарождалась и развивалась транспортная инфраструктура, а также что ждёт отрасль в будущем, рассказал председатель Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Олег Григорьев.
Расскажите, сколько было принято законов в данной сфере за четверть века?
Во-первых, надо отметить, что профильный Комитет появился в областной Думе лишь начиная с V созыва, до этого данная сфера была в ведении Комитета по ЖКХ. За время работы областной Думы было разработано и принято свыше 100 законов и изменений к ним в сфере дорожно-транспортного комплекса. Назову лишь некоторые из них: это законы Московской области «Об автомобильных дорогах в Московской области», «О территориальном дорожном фонде Московской области», законы об областных целевых программах, связанных с обеспечением содержания, ремонта, реконструкции и нового строительства автомобильных дорог и сооружений на них, законы об областной целевой программе «Дороги Подмосковья».
Какие можно выделить как наиболее значимые для региона?
Один из первых основных наших законов – «Об автомобильных дорогах в Московской области» – Мосблдума разработала и приняла в 2003 году – были в числе первых среди субъектов страны. На тот момент в федеральном законодательстве отсутствовали нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере использованием автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в России, в том числе на платной основе.
Этот закон определил экономические, правовые и организационные основы управления автомобильными дорогами в Московской области. За этими словами стоят реальные цифры – на тот период было обеспечено бесперебойное функционирования свыше 20 тыс. км областных автомобильных дорог общего пользования, а также свыше 7 тыс. км дорог в городских и сельских поселениях Московской области.
Закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» принят в 2005 году – он регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, в том числе легковыми такси, городским наземным электрическим, железнодорожным транспортом на территории Московской области.
Также можно упомянуть закон «О Дорожном фонде Московской области» – в соответствии с бюджетным законодательством России мы создали в 2011 году Дорожный фонд региона, который обеспечил целевое финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Московской области.
Что стоит за этими законами в смысле, что видит рядовой житель Подмосковья?
Принятые депутатами законы – это начало преобразований, определение вектора развития. Результаты реализации законов – это и есть то, что видят жители, выходя из своих домов.
Статистика выглядит следующим образом: автопарк «Мострансавто» ежегодно обновляется в пределах тысячи автобусов, установлена цветовая гамма кузова автомобилей легкового такси в Московской области, льготы на перевозку получают жители по 1284 маршрутам: из них 831 муниципальный, 194 смежных межрегиональных и 259 межмуниципальных маршрутов. Также, для обеспечения безопасности наших жителей установлены требования к перевозчикам. В продолжение этой темы надо отметить, что мы стали первым регионом в стране, который установил требования к предельному возрасту транспортных средств – для автобусов малого класса – 5 лет; для автобусов среднего и большого класса – 7 лет.
Мы в основном говорим об автомобильном секторе, расскажите о достижениях в воздушном транспорте.
Мы ввели ответственность за нарушение правил поведения в аэропортах – это решение вызвало как негативную, так и позитивную реакцию людей, однако главной целью его служит повышение уровня безопасности пассажиров, регламентируются нормы поведения пассажиров. Также установлен запрет на навязывание гражданам услуг такси и осуществление на территории аэровокзального комплекса предпринимательской и иной коммерческой деятельности, без заключения договоров с администрацией аэропорта.
В настоящее время осуществляется развитие аэропортовой инфраструктуры всех аэропортов, что позволит повысить пропускную способность и пассажиропоток аэропортов. В этом году завершено строительство Терминала В, подземного межтерминального сообщения, грузового комплекса в аэропорту Шереметьево и многоуровневого паркинга в аэропорту Домодедово. Запланированы реконструкции пассажирского терминала и строительство автостоянок и многоуровневых паркингов в аэропорту Жуковский.
Не секрет, что «львиная доля» жителей Подмосковья, как и жителей Москвы, пользуются услугами железнодорожного транспорта. Что сделано в этой сфере?
Что касается железнодорожного транспорта – пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на территории Московской области осуществляют две пригородные пассажирские компании: Московско-Тверская (это Ленинградское направление) и Центральная – это все другие направления. Для перевозки применяются более 420 электропоездов, ежесуточно перевозится около 900 тысяч пассажиров. (На) В течение 2018 года год ЦППК планируется закупка 43 новых электропоездов.
Говоря о перспективах развития железнодорожного транспорта, следует сказать о совместном проекте РЖД, Правительства Москвы и Московской области по внедрению диаметральных маршрутов с применением наземного метро. На сегодня проработаны 2 маршрута: Одинцово-Лобня и Нахабино-Подольск.
А что расскажите про водный транспорт – наверное, не самый популярный у наших жителей – Что сделано и какие перспективы его развития?
Сегодня работают 3 маршрута в Лыткарино, Коломне и Серпухове. Используются теплоходы вместимостью от 30 до 60 человек. За 2017 год по этим маршрутам перевезено более 30 тысяч человек. Размер провозной платы устанавливается ежегодно Комитетом по тарифам и ценам Московской области. Прорабатываются маршруты Химки-Речной вокзал (г.Москва) и для дачников СНТ – Карманово-Федоровка (это Дмитров-Талдом). Временно проживают там около 10 тысяч человек.
В текущем году мы приняли закон, благодаря которому цены на водные маршруты не будут отражаться на пассажирах – разницу в стоимости возьмут на себя региональные власти.
И последний вопрос – какие новшества в законотворчестве ждут жителей региона от профильного Комитета?
Сейчас у нас в Комитете ведется работа над подготовкой 2-х проектов законов – планируется установить процедуру ведения реестра маршрутов водного транспорта, а также перечня объектов, относящихся к инфраструктуре воздушного транспорта. Также планируем к декабрю выйти с 2-мя законодательными инициативами к федеральному парламенту.
Из мероприятий – проведем расширенные заседания Комитета с целью выявить готовность школьных автобусов к перевозке учащихся, другое будет посвящено ходе реализации мероприятий, направленных на приведение в нормативное состояние автодорог. Ещё одно заседание Комитета будет посвящено правовому регулированию шеренговых сервисов.