15 марта в Московской областной Думе состоялся круглый стол, на котором обсудили возможность введения в регионе инициативного бюджетирования. В мероприятии приняли участие представители исполнительных органов власти Московской области, муниципальных образований, а также общественного Совета Думы.
Открывая заседание, председатель Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Тарас Ефимов отметил, что в настоящий момент в России выстраивается «сквозная» система открытости информации о бюджете. Она направлена на обеспечение открытости данных, бюджетной грамотности и вовлечению граждан. В рамках этой работы предполагается разработка и развитие концепции инициативного бюджетирования.
Под данным термином понимается совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан. При этом жители непосредственно определяют объекты расходования бюджетных средств, а также осуществляют последующий контроль за реализацией отобранных проектов. Таким образом, инициативное бюджетирование это возможность прямого участия граждан в жизнедеятельности своего муниципального образования путём реализации своих инициатив. Отличительной особенностью концепции является частичное софинансирование гражданами реализации мероприятий в рамках проектов.
При этом сумма субсидии на один проект составит – 2 млн рублей для поселений и 5 млн рублей для городских округов. Причём установлен минимальный порог софинансирования для населения – 1%. Таким образом, участие не будет тяжким обременением для жителей муниципального образования. Более того, на заседании особо было отмечено, что проект не подразумевает собой замену программ муниципалитетов – это лишь дополнительная возможность реализации своих собственных пожеланий. Граждане решают сами – участвовать в программе или нет, обязательного сбора средств не будет, и все действия зависят только от инициативы самих жителей. Как пример такой совместной работы муниципалитетов и граждан выделились благоустройство экологических троп в лесо-парковых зонах, строительство крытого катка или хоккейной коробки и т.п.
Такой подход требует глубокого вовлечения граждан в сотрудничество с местными властями и одновременно имеет ряд преимуществ:
- Решение проблем, вызывающих социальную напряжённость;
- Осуществление гражданами непосредственного контроля за реализацией проекта;
- Повышение уровня доверия к власти за счёт прозрачности управленческих решений;
- Снижение социальной напряжённости и иждивенческих настроений в обществе
И в России и в зарубежных странах уже накоплен достаточный опыт по реализации инициативного бюджетирования. В нашей стране оно впервые было апробировано на площадке Всемирного банка, как программа поддержки местных инициатив в Российской Федерации. Затем в 2007 году оно было частично в Ставропольском крае и распространилось на несколько других регионов. На федеральном уровне непосредственно к инициативному бюджетированию обратились в 2016 году, когда ряд субъектов стали участниками совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка – «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016-2018 гг.». Одним из пилотных регионов выступила Московская область.
Как рассказала заместитель министра финансов Московской области Ирина Кальбфляйш, реализация проектов в рамках инициативного бюджетирования будет проходить следующие ступени:
- Подготовка проектов
- Участие в выборе проектов-победителей;
- Софинасирование проекта;
- Личное участие в реализации проектов;
- Контроль хода выполнения;
- Использование результатов реализации проекта
При этом на реализацию инициатив граждан в бюджете Московской области уже предусмотрены средства: размер субсидий на 2017-2019 годы составит в сумме 300млн рублей ежегодно. При этом ещё 30 млн выделят местные бюджеты, а участие граждан и инвесторов планируется в размере 9 млн рублей.
Получателями субсидий станут бюджеты городских и сельских поселений, а также городских округов. Таким образом, механизм предоставления субсидии будет следующим. Граждане приходят к идее о необходимости реализации того или иного проекта. После его утверждения на общем собрании граждан в поселении или «выборщиков» в городском округе, проект предоставляется в администрацию муниципального образования, где проходит детальную доработку. Затем заявка направляется в региональную комиссию, которая рассматривает его на соответствие требованиям:
- Они должны быть подготовлены совместно с местными администрациями;
- Проекты-победители выбраны населением;
- Должны завершаться в течение одного календарного года;
- Обеспечены софинансировнаием населения, бизнеса.
Если данные условия выполнены, то далее следует реализация проекта.
После заслушивания представленной информации участники заседания имели возможность уточнить интересующие моменты. При этом Тарас Ефимов отметил, что по результатам круглого стола будут подготовлены рекомендации для органов местного самоуправления. Они будут направлены во все муниципальные образования, а также доступны на сайте Мособлдумы.
Кроме того на круглом столе была представлена и иная форма участия граждан в жизни своих муниципальных образований. Представитель министерства ЖКХ региона рассказал об обеспечении нового уровня участия жителей в выборе и контроле проведения работ по благоустройству дворовых территорий. Данное направление было выделено в приоритетный проект Правительства Московской области. Главной целью проекта является 100% вовлечение жилищных активистов-членов Ассоциации председателей многоквартирных домов (а их насчитывается 1560 человек в 1330 дворах) в согласование и контроль работ по благоустройству. Одновременно преследуется решение задачи по созданию Советов МКД. Согласованию должны предшествовать общественные обсуждения, а также информирование жителей о планируемых и реализованных мероприятиях. Планируется, что граждане смогут проголосовать за предлагаемые мероприятия на портале государственных и муниципальных услуг.