Человек-эпоха

К 115-летию со дня рождения выдающегося ученого и конструктора Петра Дмитриевича Грушина

Человек-эпоха

Мудрый управленец, талантливейший организатор производства, создатель сплоченного общей идеей коллектива, который существует до сих пор, гениальный конструктор и стратег, умевший на многие годы вперед видеть развитие современных ракетных вооружений и способы борьбы с ними, учитель, наставник… Все эти эпитеты заслуженно можно применить к Петру Грушину – человеку-эпохе.

П.Д. Грушин родился 15 января 1906 года в приволжском городке Вольске в семье плотника. Ничто не предвещало ему блестящей карьеры, высоких наград и уважения первых лиц страны. Но молодой человек был сполна наделен такими качествами, как ум, трудолюбие, ответственность. У него была мечта – стать летчиком, но в летное училище, увы, Петра не взяли по состоянию здоровья. В 1928 году он поступил в Ленинградский политехнический институт на факультет кораблестроения. Впоследствии перевелся во вновь открытый Московский авиационный институт и окончил его в 1933 году.  Его дипломным проектом стала разработка легкомоторного самолета «Бригадный». Детская мечта осуществилась, однако в совершенно иной форме.

Шли годы – и молодой изобретатель создавал все более серьезные летательные аппараты, во многих случаях используя нестандартные материалы или конструкторские решения. Так, самолет «Сталь-МАИ» был сделан с применением нержавеющей стали. Последняя предвоенная разработка П.Д. Грушина, уже на Харьковском авиационном заводе – дальний истребитель «Гр-1». Но в серийное производство самолет не пошел из-за сложностей военного времени.

В годы войны, будучи в Горьком, Петру Дмитриевичу довелось познакомиться и работать рядом с другим выдающимся конструктором, Семеном Алексеевичем Лавочкиным. В эти суровые годы Грушин не разрабатывал новой техники, а занимался, казалось бы, не свойственными конструктору вопросами – организацией серийного производства. Фронту требовалось как можно больше самолетов. Так проявились новые грани таланта нашего героя: организаторские способности и умение делать именно то, что больше всего нужно в данный момент, а также находить людей, подходящих для выполняемой задачи. В том, что самолеты С.А. Лавочкина стали одними из самых массовых в годы Великой Отечественной, есть немалая заслуга П.Д. Грушина. За нее Петр Дмитриевич в 1943 году получил орден Ленина – первый из семи.

Многогранный талант и гибкость ума позволили ему снова перестроиться после войны. Грушин научился делать нечто противоположное тому, чем занимался всю жизнь: создавать зенитные управляемые ракеты, сбивающие самолеты. Свою ЗУР В-300, предназначенную для первой советской зенитно-ракетной системы С-25 «Беркут», П.Д. Грушин разрабатывал совместно с С.А. Лавочкиным в 1951–1952 гг. Сам И.В. Сталин потребовал, чтобы ракета была готова в течение года – и разработчики уложились в этот срок.

В ноябре 1953 г. на базе Химкинского авиазавода № 293 и особого конструкторского бюро с таким же номером было образовано ОКБ-2 (впоследствии –Машиностроительное конструкторское бюро «Факел»). Это предприятие стало головным разработчиком зенитных управляемых ракет для всей страны. За период 1953– 1991гг., когда Петр Дмитриевич руководил «Факелом», было разработано более десяти видов зенитных управляемых ракет для сухопутных и морских зенитно-ракетных комплексов.

Эти ракеты надежно охраняли от вражеских ракет и авиации небо СССР. 1 мая 1960 года летчик разведывательного самолета U-2 «Локхид» Френсис Пауэрс был сбит именно грушинской ракетой В-750, созданной для системы С-75. Сбивали американские самолеты, вплоть до стратегического бомбардировщика Б-52, над Вьетнамом. Сражались с израильской авиацией (одной из лучших в мире) в небе Египта, Сирии и Ливана. Даже морально устарев, сбивали самолеты-«невидимки», сделанные по технологии «Стелс», в 90-е годы над Югославией и Ираком. И снова – Йемен и Сирия, но уже новый, XXI век – оказалось, что грушинские ракеты шестидесятилетней давности даже сейчас не стоит недооценивать. За 1953–2020 гг. ракеты «Факела» стояли на вооружении десятков государств, а всего они поставлялись не менее чем в 65 стран! Если бы их не было, многие войны ХХ века, а значит, и вся мировая история, пошли бы по другому пути…

Но главной заслугой и достижением П.Д. Грушина стало создание им уникального коллектива специалистов в области разработки новых ЗУРов. Используя передовые методы организации и конструирования, он сумел создать предприятие, которое намного опережало свое время.

Целиком погруженный в работу, он все же оставался при этом человеком земным – с широким кругом интересов, очень чутким и ранимым, умеющим видеть вокруг себя живых людей. Именно поэтому после него остался не только «Факел». Еще в середине 1980-х годов всей стране стал известен неординарный поступок Грушина, который отдал накопленные им в течение нескольких десятилетий «академические» сбережения на постройку в Химках нового здания Дома юных техников «Интеграл». «Этим я отдал дань своему юношескому увлечению – авиамоделизму, и очень хочу, чтобы у молодых химчан появилось достойное место для подобных занятий», – так прокомментировал он свое решение. По меркам ушедшего от нас бурного XX в. Грушин прожил долгую жизнь – почти 88 лет, и 38 из них было отдано «Факелу», ставшему под его руководством одной из ведущих ракетных фирм мира.

Сейчас детище Петра Дмитриевича – АО «МКБ «Факел» продолжает развиваться и создавать уникальную военную технику, надежно защищающую небо Родины от любого агрессора.

Коллектив АО «МКБ «Факел»

 

ВРЕЗ

За большие заслуги в деле укрепления обороноспособности страны Петр Дмитриевич был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден семью орденами Ленина, стал лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*