Как грозный повелитель холода превратился в хранителя новогоднего праздника.
Зимних дел мастер. Снега намести, лютым льдом реку сковать, унылый зимний лес серебром присыпать. Столь грозную силу природы в язычестве нарекли божеством — повелителем холода. С веками славяне к суровому деду приноровились, даже научились его задабривать, а в ХХ веке и вовсе поставили образ на службу новогоднему празднику.
Как ни зови мороз — сам явится
Морок, Морозко, Карачун, Трескун, Студенец… Позвизд — божество, покровитель бурь и непогоды в плаще из ветра, ронявшем хлопья снега. Или Зимник — беловолосый старик с железной булавой в руках. Где пройдет — стужу за собой оставит, свиту приведет. Попутчики под стать хозяину — птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, волки-метели, да души замерзших до смерти. Длинными зимними вечерами предки наши придумали имен «прародителю» Деда Мороза множество. Главное — суровый нрав.
«Фольклорный элемент»
Морок — славянский бог лжи и обмана, а еще повелитель лютого холода. Нависал туманом над снегом, насылал стужу. По одной из версий, по имени древнеславянского духа и назван впоследствии Мороз. Растрепанный старик, превращающий людей в ледяное изваяние. Встретишься с таким и невольно «упадешь в обморок».
Трескунец и Студенец — новые имена для духа зимы и первые попытки задобрить сурового хозяина холода, а заодно и образ неопрятный подправить. На посохе у Трескунца по преданию была голова быка — символ плодородия.
Загадочный дед стал со временем излюбленным героем народных сказок. Известный собиратель русского фольклора Александр Афанасьев включил в свой сборник сразу две истории — Новгородской и Курской губернии. Всего же исследователи насчитали до 40 русских вариантов сказки о Морозко.
Литературный образ
Писатели вплетали в свои произведения эти сказания, предания, поговорки. Суровый дед добрел век от века, и вот уже не Трескун и Карачун, а благородный Мороз Иванович. Так уважительно прозвал главного героя своей сказки Владимир Одоевский.
Не только зимой управлять, но и наставлять призван дедушка. Попали через колодец в ледяную страну Рукодельница и Ленивица. Поработать смогли и подарки получить. Не просто к празднику, а по заслугам. «Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется», — рассказывает автор. С момента издания сказки в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» прошло уже 175 лет, а истина — как новая.
Народные обычаи, суеверия и заклинания… но от добра и следа не осталось. Только правда жизни. История в стихах, рассказанная Николаем Некрасовым. Бедная вдовая крестьянка Дарья отправилась за хворостом в лес, где и встретился ей на беду Мороз, Красный нос. Хоть характер у Дарьи и боевой, а горе подкосило, и Мороз-воевода, как в старые языческие времена, оказался немилосерден… Отсюда и печальный финал. «А Дарья стояла и стыла/ в своем заколдованном сне».
Практическая сторона
Чем больше зимой снега, тем больше шансов на плодородный год. Аграрная истина, что прошла проверку тысячей урожаев. Снег — в ведении хозяина зимы. Вот на Руси в Святки — в Чистый четверг, накануне Рождества, в Васильев вечер и проводили обряд «кликанья Мороза». В разных губерниях свой день выбирали.
Приглашали хозяина зимы на трапезу с просьбами «не убить ни льна, ни конопли, ни овса», намекая таким образом, что летом мороз никто не ждет. «А летом не ходи, огурцы не съедай/ Росу не убивай и ребятишек не гоняй», — приговаривали в Псковской области, попутно угощая Мороза кутьей, блинами, овсяным киселем. Оставляли угощение на крыльце или окне, а в Московской губернии — зазывали Мороз в открытую печную трубу.
В Рязани потчевали Мороз во время Колядок. При обходе дворов колядовщики требовали угощение и «чарочку»: «Не поднесешь чарочку — я преподнесу тебе палочку: я — Мороз — и помолочу твой овес». Такие угрозы сто лет назад находили живой отклик у хозяина дома.
Провожали Мороз с почестями при встрече весны. В Новгородской губернии пекли 40 «орехов» из ржаной и овсяной муки, угощали Мороз с предложениями «убраться подобру-поздорову». Обычай перекликается с приметой — после 9 марта бывает 40 ночных заморозков.
«Заведующий» ёлкой
Оставив в прошлом печальную часть некрасовской поэмы, на первый план вышел образ Мороза-воеводы — хозяина зимнего леса и волшебника с царством ледяных алмазов, жемчуга и серебра. В праздничную рождественскую суету сначала пытались вписать «Старого Рупрехта» и «дедушку Николая». Деду Морозу всего чуть более ста лет. Рождественский обычай западных стран дополнил обрусевший образ: в шубе и валенках, с длинной белой бородой и посохом. Разлетелся по всей стране Дед Мороз с новогодними открытками.
«Ты на ёлку бусы кинешь, / Золотые нити. / Ветки крепкие раздвинешь, / Крикнешь: «Посмотрите!». / Крикнешь ты, поднимешь ветку, / Тонкими руками… / А уж там смеется дедка / С белыми усами», — писал Александр Блок в 1906 году.
Успел побывать сказочный волшебник и в опале — в разгар антирождественской кампании 1920-х годов был признан «продуктом антинародной деятельности капиталистов».
«Вылитый сказочный «Дед Мороз» / С елкой под мышкой саночки вез, / Санки с ребенком годочков пяти. / Советского тут ничего не найти!», — утверждал поэт Демьян Бедный.
Уже спустя десятилетие новогодний волшебник вновь вернулся на детские праздники. В 1937 году Дед Мороз со Снегурочкой — символом застывших вод — были главными хозяевами праздника в Доме Союзов.
Сегодня у хозяина веселого праздника множество адресов — от Москвы до Великого Устюга. Добрый Дед не только получает письма и приносит подарки за хорошее поведение, но и помогает справиться со злыми силами — на новогодних представлениях. Современный Дед Мороз — волшебник многоликий, начиная от Санта Клауса, которого любят дети в Англии, Австралии и Америке, до японского Сегацу-сан и колумбийского Папы Паскуаля. Не в любой точке мира от национального Деда Мороза ждут снега, но вот подарков — непременно.