В Подмосковье начался эксперимент по внедрению ИИ для помощи учителям
Предполагается, что эксперимент – в помощь учителям. Педагогам уже не надо просиживать вечерами над детскими каракулями — искусственный интеллект проверит и правописание, и вычисления. Вот только как быть, если ученик не согласится с оценкой — ему придется спорить с нейросетью или с живым преподом?
Фото: Геннадий Черкасов
тестовый баннер под заглавное изображение
Как заявлено в региональном минобразе, искусственный интеллект будет анализировать рукописные тексты учеников, выявлять орфографические и пунктуационные ошибки, а также ошибки в примерах и задачах — после чего предлагать соответствующие оценки. Это позволит учителям значительно сократить время, затрачиваемое на проверку тетрадей, полагают авторы инициативы.
«До сих пор все образовательные нововведения не убавляли нам работы, а прибавляли, — сетует учитель из Раменского Анна. — Мы освоили множество программ, перенесли бумажную волокиту в компьютер и порой часами просиживаем над отчётами. Что-то мне подсказывает, что за искусственным интеллектом тоже придется присматривать. А это уже двойная работа. Сначала ученика проверяешь, потом погрешности в цифровой оценке».
Настороженно относятся к обещаниям облегчить непростую долю учителя и ее коллеги. Возможно, дело все в том, что преподаватели пока не могут себе даже представить, как это будет работать.
«Забавно получается. Школьники обращаются к ИИ, чтобы сделать домашку. А педагоги будут обращаться к ИИ, чтобы ее проверить, — удивляется учитель из Талдома Вероника. — Учебный процесс таким образом будет проходить без участия учеников и учителей. Их головы будут свободны. Впахивать в поте лица останется только искусственному интеллекту».
На самом деле все работает немножко не так. На самом деле все уже продумано до мелочей. Дело в том, что прогресс шагнул далеко вперёд, и вселенная нейросети стала почти совершенной.
Итак, современные системы используют NLP (Natural Language Processing) для оценки письменных работ. Алгоритмы ищут ключевые слова, анализируют структуру ответа и сравнивают с эталоном. Например, если задача по математике требует решения через дискриминант, ИИ проверит, упомянул ли ученик формулу и корректно ли её применил.
Субъективные задания — эссе, сочинения — долго оставались «территорией человека». Но сегодня ИИ оценивает не только грамматику, но и логику, стиль и даже эмоциональную окраску текста. Например, алгоритм может указать на слабую аргументацию в эссе о вреде пластика. А некоторые платформы преобразуют фото решённой задачи в цифровой текст, проверяя даже рукописные уравнения. Технологии компьютерного зрения и машинного обучения позволяют ИИ «читать» почерк с точностью до 95%.
По данным зарубежных исследований, педагоги тратят до 31% рабочего времени на проверку заданий. ИИ же берёт на себя рутину, позволяя учителям сосредоточиться на индивидуальной работе с учениками.
Алгоритмы не подвержены усталости или предвзятости. К тому же некоторые сервисы создают детальные отчёты: какие темы класс усвоил хуже, у кого из учеников пробелы в знаниях. Это помогает адаптировать программу под потребности группы.
«Нейросеть даёт комментарии к решению задачи в режиме реального времени, — отмечает разработчик компьютерных программ Денис Шведов. — ИИ не просто указывает на ошибку, но и предлагает материалы для её исправления. Если школьник путает Past Simple и Present Perfect, система порекомендует ему конкретные упражнения. Школьники учатся анализировать свои ошибки через интерактивные подсказки. Например, алгоритм может задать наводящий вопрос: «Почему ты использовал эту формулу? Проверь, подходит ли она для условий задачи».
Как пройдет апробация ИИ в школьном образовании, покажет время. У учителей и учеников уйдет на привыкание не меньше года. Вот тогда и будет оценена оправданность нововведения.