Ледовая ловушка для врага

Ледовая ловушка для врага

Самыми критичными в битве за Москву были  конец ноября – начало декабря 1941 года. Казалось, ничто не могло остановить наступление фашистов и город будет взят. Но тут враг словно уперся в невидимую стену. В защите столицы от немецко-фашистских захватчиков важную роль сыграл канал «Москва-Волга».

               Стратегическое, оборонное и народнохозяйственное значение этого уникального гидротехнического сооружения  было  исключительно велико. В годы Великой Отечественной войны канал ни на один день не прекращал своей деятельности. Он подавал тогда около 80 процентов питьевой воды. Его гидроэлектростанции составляли существенную долю от мощности энергосистемы региона. По нему перевозились военные грузы.  Вдоль водной артерии были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.

Неудивительно, что немцы всеми силами пытались занять этот важный объект. Во второй половине ноября 1941 года на северо-западных подступах к столице сложилась крайне тяжелая для Красной Армии обстановка.

– Немецкие танки фон Бок наступают по всему фронту, – докладывал Сталину командующий Западным фронтом Георгий Жуков. – Взяты Калинин, Клин, мы оставили Яхрому. Танки в Рогачеве. Началось форсирование Иваньковского водохранилища. Сибирские дивизии подойдут к Загорску (Сергиеву Посаду) только через неделю. Еще столько же времени уйдет на их развертывание по фронту.  Срочно нужны пополнения.

            Между тем резервов катастрофически недоставало. И тогда совместно с Инженерным управлением Западного фронта специалисты канала Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент и В.С. Жданов разработали проект водной преграды, которая должна была остановить врага.

            Когда немецкие части начали форсировать по льду Иваньковское водохранилище, работники Иваньковской ГЭС открыли шлюзы и начали интенсивный сброс воды через плотину. Ее уровень в водохранилище понизился на два метра, и  лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад. По некоторым данным, в ледяную ловушку попали около 300 бронированных машин  3-й танковой армии генерал-фельдмаршала Рейнгардта.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин-Рогачево-Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из канала в реку Сестру через Сестринские сооружения. В результате этих мер на пути гитлеровской армии появился мощный водный заслон.

 Тем самым канал  «Москва-Волга» вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году был сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года.

В ходе боев многие гидротехнические сооружения канала сильно пострадали, но в результате принятых мер по нему было открыто сквозное движение уже  19 мая 1942 года. А полностью его

 восстановление завершилось в 1943 году.

В 1947 году в честь 800-летия столицы канал «Москва-Волга» был переименован в канал имени Москвы.

Владимир Соколов

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*