Мособлдума 14 февраля приняла в первом чтении законопроект «О профилактике правонарушений в Московской области среди лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы». Законопроект направлен на создание в регионе комплексной системы профилактики правонарушений среди лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Документ был разработан Уполномоченным по правам человека в Московской области Екатериной Семёновой совместно с Прокуратурой Московской области.
«Осуждённый, оказываясь в условиях изолированности от общества, отрывается от привычного уклада жизни. А после освобождения он возвращается в уже изменившиеся социально-экономические условия. Незнание новых правил общественной жизни, сложная социально-психологическая ситуация приводят к совершению новых преступлений. Именно поэтому важно выстроить эффективную систему помощи таким гражданам», – подчеркнул спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов.
«Цель закона – не контроль, а создание системных условий для того чтобы проблемы решались в совокупности всеми лицами, кто имеет к этому отношение», – пояснила Екатерина Семёнова. – Необходимо чтобы в системе работали и муниципалитеты, и общественные организации, и органы».
На территории Московской области находится 6 исправительных учреждений, 11 следственных изоляторов. В учреждениях содержится около 2 млн. осужденных. Ежегодно освобождается около 950 тысяч человек, из которых большинство выбирают Московскую область для дальнейшего проживания. Кроме того, большая часть освобожденных возвращаются в Подмосковье по месту своего проживания после отбытия наказания в исправительных учреждениях, находящихся на территории других субъектов.
По информации ГУ МВД России по Московской области, в последнее время наблюдается рост рецидивной преступности среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Лицами, ранее совершавшими преступления, совершено:
– в 2015 году 21 тыс. преступлений;
– в 2016 году 22 тыс. преступлений;
– за 8 месяцев 2017 года – 14 тыс. преступлений.
Причины и условия рецидивной преступности зачастую обусловлены тем, что после отбытия наказания гражданин сталкивается с рядом проблем бытового и трудового устройства, которые он не может решить. Анализ данных, полученных из 56 муниципальных образований Московской области, показал, что в последние годы наблюдается рост количества лиц, освобожденных из мест лишения свободы, обратившихся в администрации муниципалитетов по вопросам трудоустройства и получения социальной помощи.
Также растет количество лиц, обратившихся в администрацию по вопросу получения жилья. При этом обеспечение жильем осуществляется лишь в нескольких муниципальных образованиях.
Анализ полученных данных также показал, что несмотря на рост обращений, количество лиц, получивших поддержку по социальной адаптации, ресоциализации, социальной реабилитации, в настоящее время остается незначительным, а комплексная система органов, участвующих в указанных мероприятий, не создана.
Проверки, проводимые в ходе рассмотрения жалоб граждан, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Московской области, выявили, что в муниципальных образованиях зачастую отсутствует понимание в необходимости проведения мероприятий, направленных на профилактику рецидивных правонарушений.
Как правило, в органах местного самоуправления не созданы какие-либо комиссии, комитеты, ответственные за социальную адаптацию, ресоциализацию, социальную реабилитацию лиц, отбывших уголовное наказание, не назначены должностные лица, ответственные за это направление работы.
Как отметил председатель Комитета Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Александр Баранов, таким образом, в целях профилактики рецидивных правонарушений требуется принятие соответствующего закона. Законопроект предусматривает основные мероприятия, реализуемые в сфере социальной адаптации, ресоциализации, социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание. Также документом предусмотрено создание информационной системы, содержащей сведения о таких лицах.
«Предполагается, что человек, освободившийся из мест лишения свободы, будет приходить в центр занятости. И специально обученные люди, по мере того, какие проблемы возникают у человека, будут направлять его куда необходимо. По вопросам трудоустройства – центр занятости, вопросы прописки и жилья – в муниципалитет, вопросы здравоохранения – территориальные органы Минздрава», – рассказала Екатерина Семёнова.
Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности лиц, участвующих в профилактике правонарушений, законопроектом предусмотрено создание при Правительстве Московской Межведомственной комиссии.