30 марта в Московской областной Думе состоялся круглый стол, на котором обсудили развитие сети фермерских магазинов на территории Московской области.
Открывая заседание, председатель Комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Сергей Керселян отметил, что федеральные сети продолжаются своё развитие и расширение. Соответственно единичные или небольшие сети теряют свои позиции и поглощаются – а такие магазины являются одним из источников реализации продукции для локальных производителей. Поэтому для подмосковных фермеров необходимы альтернативные варианты путей распространения своего товара.
Поэтому регион изыскивает возможные варианты для выхода фермеров и локальных производителей на рынок. Так в регионе реализуется проект ярмарок выходного дня и ярмарок «Ценопад». Однако в данный момент прорабатывается проект создания специальных сельско-хозяйственных ярмарок, на которых будут представлены не менее 80% сельскохозяйственной продукции. Также планируются сезонные ярмарки в пиковые урожайные месяцы, на которых будут представлена свежая только что поспевшая продукция.
Однако наиболее перспективным форматом реализации продукции локальных производителей в последнее время становится магазины и торговые точки, объединённые в областную сеть фермерских продуктов «Подмосковный фермер». Сейчас в Подмосковье насчитывается порядка 80 таких магазинов, в которых могут быть представлены местные производители. Однако, как было отмечено на заседании, такого количества торговых точек явно не хватает. Как объяснил первый заместитель министра потребительского рынка и услуг Кирилл Григорьев в основном магазины сети открываются по инициативе самих производителей, которые объединяются и вместе открывают точки.
В то же время Кирилл Григорьев отметил, что производители не проявляют большой интерес к открытию таких магазинов, несмотря на то, что министерство готово поддерживать их в взаимодействии с муниципалитетами (для выделения или подбора земельных участков).
Такой магазин представляет собой нестационарный объект площадью до 150 метров, которые устанавливаются по договору размещения с местной администрацией сроком до пяти лет. Если есть успех этого предприятия, то эти сроки могут и увеличиваться.
При этом присутствующие на заседании руководители фермерских хозяйств представили своё видение проблемы и то, как можно развивать данную сеть.
Одним из главных прозвучавших предложений стало то, чтобы продавать в этих магазинах продукцию с указанием данных производителя – вплоть до контактных телефонов хозяйства. Таким образом, с одной стороны покупатель будет видеть именной товар и понимать, что это настоящий фермерский продукт, а с другой заставит производителей предельно внимательно относиться к качеству своего товара. Одной из форм осуществления такой деятельности могли бы стать договора, заключённые между предпринимателем, открывшим магазин и непосредственно фермером.
Такой формат позволит избежать наличия перекупщиков в цепочки купли-продажи. Однако производители могли бы строить магазины и сами, прежде всего кооперативно. Но для этого нужен беспрепятственный допуск к аренде земельных участков. Помогло бы развитию такой сети и наличие продуктовых баз – около 4 штук в Подмосковье, куда фермеры могли бы свозить свою продукцию и от туда распределялась по открытым торговым точкам.
Ещё одним предложением стало создание норматива расчёта количества магазинов сети на 10 тысяч населения города или района. И, исходя из этого, стремиться к выполнению этого норматива.
Завершая заседание Сергей Керселян призвал фермеров и производителей обращаться со своими предложениями в Комитет, которые нашли бы отражение в дальнейшей законотворческой работе.