22 марта в региональном парламенте состоялся круглый стол на тему «Состояние гидротехнических сооружений на территории Московской области» под руководством председателя Комитета по экологии и природопользованию Аллы Поляковой.
В нем приняли участие представители Министерства экологии Московской области, Главного управления МЧС России по Московской области, Центрального УГРН Ространснадзора, Госадмтехнадзора Московской области, ГУ «Мособлводхоз», Московско-Окского БВУ, Загорской ГАЭС ПАО «РусГидро», делегаты из Каширского, Чеховского, Ступинского, Зарайского, Луховицкого районов и г.о. Домодедово.
Открывая заседание, член Комитета Александр Орлов отметил, что «общая протяженность рек в Московской области составляет 18 766 км. И во многом именно с учётом такого значительного объёма комплекс «водных» проблем в Московской области занимает ведущее место». Так, среди основных проблемных точек и одновременно задач, стоящих перед регионом, депутат обозначил следующие:
- защита граждан от негативных воздействий вод;
- обеспечение качества поверхностных и подземных вод;
- стабильное и безопасное водообеспечение жителей;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и другие.
Также Орлов подчеркнул, что «сегодня прослеживается деградация рек. Это связано с тем, что нет чёткой и единой государственной политики по использованию и охране малых рек». По его словам, на состояние природных объектов и безопасность жителей региона непосредственно влияет также и состояние гидротехнических сооружений.
Как рассказал замминистра экологии и природопользования региона Михаил Сылка, в 1970-90 годах на территории Московской области было построено более 2 тысяч ГТС, в основном сельскохозяйственного назначения. Сегодня в регионе порядка полутора тысяч ГТС.
Что касается действующих объектов, то на многих из них остро стоит вопрос дефицита квалифицированного персонала: специализированные проектные и научные организации на их базе давно перестали существовать. В результате из общего числа напорных ГТС службы эксплуатации имеют только 32%. Лишь самые крупные гидроузлы укомплектованы и имеют квалифицированный эксплуатационный персонал, порядка 80% гидроузлов вообще не имеют службы эксплуатации.
При этом собственники ГТС I-III класса опасности, отнесённых к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или крупных корпораций, в состоянии проводить необходимые ремонтно-профилактические работы. Но эти объекты составляют лишь незначительную часть. Подавляющее же большинство ГТС на территории Российской Федерации, в том числе и Московской области, эксплуатируются зачастую без реконструкции и ремонта, в значительной степени выработали свой ресурс, и поэтому являются объектами повышенной опасности.
Средний процент износа напорных ГТС составляет около 48%, а именно:
- крупных напорных ГТС – 48,75 %;
- средних напорных ГТС – 43,25 %;
- малых напорных ГТС – 52,1 %.
Капитального ремонта требуют 392 ГТС, из них:
- 2 ГТС, относящихся к собственности Московской области;
- 154 ГТС, относящихся к муниципальной собственности;
- 236 бесхозяйных ГТС.
Существенно осложняет процесс восстановления и ремонта ГТС отсутствие собственников у значительной части объектов. Так, по состоянию на 15 марта этого года в перечне ГТС Московской области находится 1583 ГТС, и бесхозяйных из них – 484 (31%). В связи с этим в регионе ведётся активная работа по уменьшению количества бесхозяйных ГТС.
Как рассказал на круглом столе заместитель начальника управления гражданской защиты – начальник отдела мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС по Московской области Анатолий Арлюк, создана Межведомственная комиссия по обследованию таких объектов. Работа этого органа включает в себя следующие этапы:
- сверка перечня ГТС;
- выявление сооружений, которые не являются гидротехническими (трубопереезды), а также выявление ГТС, которые не используются по назначению с целью дальнейшей ликвидации;
- определение бесхозяйных ГТС, в случае аварии на которых может возникнуть ущерб;
- проведение ранжирования ГТС по степени опасности для объектов нижнего бьефа.
По результатам обследований определяются бесхозяйные ГТС, находящиеся в неудовлетворительном и опасном техническом состоянии в случае аварии на которых возможен ущерб. Данные бесхозяйные ГТС включаются в Программу для проведения капитального ремонта. Так, в рамках Программы в 2014-2015 годах проведен капитальный ремонт 4 ГТС, из которых 2 ГТС бесхозяйные, а в 2016 году проведен капитальный ремонт 7 ГТС, из которых 5 бесхозяйные.
В 2017 году планируется провести капитальный ремонт 6 ГТС, из которых 3 бесхозяйные. После проведения капитального ремонта бесхозяйные ГТС оформляются в муниципальную собственность.
В 2018 году запланирован ремонт ещё 3 ГТС на общую сумму порядка 120 млн. руб. (оз. Сенеж, плотина «Михалево», плотина на р. Истоминка).
В рамках работы МВК в 2016 году было обследовано 325 бесхозяйных ГТС, ещё 205 были обследованы в рамках Государственной Программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья». По результатам обследований 331 бесхозяйное ГТС выведено из Перечня ГТС, т.к. являются низконапорными и не представляют угрозы для граждан. Также было определено 36 наиболее опасных бесхозяйных ГТС, за которыми нужен постоянный мониторинг технического состояния.
В 2017 году в рамках работы МВК планируется обследовать ещё 336 бесхозяйных ГТС.
Подводя итоги круглого стола, Алла Полякова отметила, что в дальнейшем необходимо детально обследовать все гидротехнические сооружения, мелиоративные гидроузлы с целью получения полной картины состояния всех систем и узлов данной области хозяйствования.
Также это неминуемо повлечёт за собой разработку и принятие законодательных, административных и управленческих решений, необходимых для дальнейшей безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.