Талант широк и многогранен

В городском округе Химки проживает немало незаурядных людей. И среди них – заслуженный деятель искусств РФ, главный художник Химок Александр Салихович Мустафин.

Талант широк и многогранен

Владимир Соколов

Наш земляк  является автором герба и флага, а также многих монументальных проектов муниципалитета. А еще он – создатель и руководитель  музея герба «Золотой Стрелец». Здесь, в его стенах, состоялась  встреча художника с жителями округа, посвященная его творческой деятельности.

Детство Александра Мустафина прошло в Подольске. Мать и отец работали на заводе имени Орджоникидзе, где, в частности, создавались атомные реакторы  для электростанций. Сын с ранних лет увлекался графическим символизмом, начав с Кремлевской звезды. После школы талантливого юношу приняли на завод в качестве художника-маляра.

  – Известный в Подмосковье художник Спартак Матюгин,  в прошлом матрос императорской шхуны «Штандарт»,  – вспоминает  Мустафин, – стал брать меня на этюды. Научил, как следует писать крестами по холсту и  бегущей линией. Лучшего наставника и не сыскать!

А потом юношу забрали  в армию. Служил в ракетных войсках.  Здесь солдату поручили заниматься… созданием музея. Еще в поезде, следуя с призывниками в пункт назначения, самодеятельный художник показал себя как искусный  оформитель дорожных боевых листков. Его сразу приметили, учли также художественно-малярный опыт на подольском заводе.  На службе, помимо таланта живописца, у Мустафина проявились способности скульптора и монументалиста.

 – Однажды к нам  в часть прибыл первый космонавт Юрий Гагарин, продолжает Александр Мустафин.  – Восхищенный умением фотографов создавать монтажи, Юрий Алексеевич заглянул в фотомастерскую, которая обслуживала потребности музея. Здесь я поделился с первым космонавтом своими скульптурными планами. Юрий Алексеевич их одобрил.

И, надо сказать, многое из задуманного художнику удалось воплотить в жизнь. К примеру, он автор проекта Лунного камня, который установлен на Аллее Героев трудовой славы  на улице Победы в Старых Химках. На Лунном камне высечены слова: «Аллея заложена 12 апреля 2011 года в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства, в честь 50-летия первого полета в космос Ю.А. Гагарина и тружеников предприятий городского округа Химки. Героям от благодарных химчан».

Получив отличную характеристику художника-оформителя, Александр после демобилизации поступает и успешно оканчивает знаменитое Строгановское училище. Выбор был не случаен:  его талант  широк и многогранен,  а Строгановка –  единственная в мире академия, где учат синтезу искусств и выпускают архитекторов-проектантов. И уже в 1983 году Александр Мустафин становится лауреатом международного конкурса «Интергаст-83» в Берлине за проекты художественных инсталляций « Москва гостеприимная», «Русский чай» и «Свадьба».

С 1978 года Александр Салихович живет в Химках.  Современный, красивый  облик город приобрел во многом благодаря таланту главного художника.

Его музей герба «Золотой Стрелец» – музей толерантности народов России – начал создаваться в апреле 1996 года, когда в Химках был объявлен открытый конкурс на лучший герб. Александр Мустафин одержал в нем победу. С тех пор  вот уже  более 20 лет символом города с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли является Золотой Стрелец, означающий освоение космоса.

–  Мне удалось посетить почти все музеи мира, чтобы провести  полное научно-искусствоведческое исследование по  истории Стрельца с эпохи древней Ассирии и Вавилона до происходящих в наши дни открытий в созвездии Стрельца, расположенном в сердце нашей Галактики, – говорит художник. – Собирая уникальную коллекцию артефактов по всему свету, я своими руками начал создавать  музейно-выставочный трансформер, в котором читаю  на общественных началах лекции школьникам, спортсменам, членам всех общественных организаций, а также представителям различных диаспор городского округа.

После беседы с Александром Мустафиным участники встречи ознакомились с мастерской музея.  Они уже по-другому, осмысленно, воспринимали многочисленные артефакты и  изображения китоврасов. Эти красивые, загадочные существа, на изучение которых художник потратил почти четверть века, как бы зримо присутствовали в интерьерах мастерской. И казалось, что сама душа древнего кентавра обрела здесь свою космическую обитель.

Владимир Соколов

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*