В городском округе Химки проживает немало незаурядных людей. И среди них – заслуженный деятель искусств РФ, главный художник Химок Александр Салихович Мустафин.
Владимир Соколов
Наш земляк является автором герба и флага, а также многих монументальных проектов муниципалитета. А еще он – создатель и руководитель музея герба «Золотой Стрелец». Здесь, в его стенах, состоялась встреча художника с жителями округа, посвященная его творческой деятельности.
Детство Александра Мустафина прошло в Подольске. Мать и отец работали на заводе имени Орджоникидзе, где, в частности, создавались атомные реакторы для электростанций. Сын с ранних лет увлекался графическим символизмом, начав с Кремлевской звезды. После школы талантливого юношу приняли на завод в качестве художника-маляра.
– Известный в Подмосковье художник Спартак Матюгин, в прошлом матрос императорской шхуны «Штандарт», – вспоминает Мустафин, – стал брать меня на этюды. Научил, как следует писать крестами по холсту и бегущей линией. Лучшего наставника и не сыскать!
А потом юношу забрали в армию. Служил в ракетных войсках. Здесь солдату поручили заниматься… созданием музея. Еще в поезде, следуя с призывниками в пункт назначения, самодеятельный художник показал себя как искусный оформитель дорожных боевых листков. Его сразу приметили, учли также художественно-малярный опыт на подольском заводе. На службе, помимо таланта живописца, у Мустафина проявились способности скульптора и монументалиста.
– Однажды к нам в часть прибыл первый космонавт Юрий Гагарин, продолжает Александр Мустафин. – Восхищенный умением фотографов создавать монтажи, Юрий Алексеевич заглянул в фотомастерскую, которая обслуживала потребности музея. Здесь я поделился с первым космонавтом своими скульптурными планами. Юрий Алексеевич их одобрил.
И, надо сказать, многое из задуманного художнику удалось воплотить в жизнь. К примеру, он автор проекта Лунного камня, который установлен на Аллее Героев трудовой славы на улице Победы в Старых Химках. На Лунном камне высечены слова: «Аллея заложена 12 апреля 2011 года в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства, в честь 50-летия первого полета в космос Ю.А. Гагарина и тружеников предприятий городского округа Химки. Героям от благодарных химчан».
Получив отличную характеристику художника-оформителя, Александр после демобилизации поступает и успешно оканчивает знаменитое Строгановское училище. Выбор был не случаен: его талант широк и многогранен, а Строгановка – единственная в мире академия, где учат синтезу искусств и выпускают архитекторов-проектантов. И уже в 1983 году Александр Мустафин становится лауреатом международного конкурса «Интергаст-83» в Берлине за проекты художественных инсталляций « Москва гостеприимная», «Русский чай» и «Свадьба».
С 1978 года Александр Салихович живет в Химках. Современный, красивый облик город приобрел во многом благодаря таланту главного художника.
Его музей герба «Золотой Стрелец» – музей толерантности народов России – начал создаваться в апреле 1996 года, когда в Химках был объявлен открытый конкурс на лучший герб. Александр Мустафин одержал в нем победу. С тех пор вот уже более 20 лет символом города с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли является Золотой Стрелец, означающий освоение космоса.
– Мне удалось посетить почти все музеи мира, чтобы провести полное научно-искусствоведческое исследование по истории Стрельца с эпохи древней Ассирии и Вавилона до происходящих в наши дни открытий в созвездии Стрельца, расположенном в сердце нашей Галактики, – говорит художник. – Собирая уникальную коллекцию артефактов по всему свету, я своими руками начал создавать музейно-выставочный трансформер, в котором читаю на общественных началах лекции школьникам, спортсменам, членам всех общественных организаций, а также представителям различных диаспор городского округа.
После беседы с Александром Мустафиным участники встречи ознакомились с мастерской музея. Они уже по-другому, осмысленно, воспринимали многочисленные артефакты и изображения китоврасов. Эти красивые, загадочные существа, на изучение которых художник потратил почти четверть века, как бы зримо присутствовали в интерьерах мастерской. И казалось, что сама душа древнего кентавра обрела здесь свою космическую обитель.
Владимир Соколов