15 марта Комитет Мособдумы по вопросам экологии и природопользования провёл семинар на тему «Формирование экологической культуры населения и воспитание ответственного отношения к окружающей среде». Участие в мероприятии приняли депутаты Мособлдумы, сотрудники аппарата Комитета, а также студенты географо-экологического факультета МГОУ.
Открывая семинар, председатель Комитета Алла Полякова отметила, что давать полноценное экологическое образование и формировать грамотную экологическую культуру принципиально важно сегодня. «В год экологии сделан большой шаг на пути решения одной из самых острых экологических проблем – закрываются полигоны, строятся современные мусороперерабатывающие комплексы, вводится система раздельного сбора мусора. Но не меньшую роль в предотвращении экологической катастрофы играет наше с вами бережное отношение к окружающей среде, пропаганда осознанного подхода к тому, как и что мы выбрасываем».
Депутат выразила надежду, что «этот семинар кого-то вдохновит на реализацию новых идей в своём муниципалитете, кого-то – на создание уникальных эко-проектов, а кто-то просто захочет начать сортировать мусор у себя дома, что не менее значимо». По словам Аллы Поляковой, «каждый из нас должен на собственном примере показывать другим, что приложив немного усилий, мы внесём огромный вклад в общее будущее».
В рамках семинара лектором выступила Ольга Савватеева, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и наук о Земле государственного университета «Дубна», которая поделилась опытом учебного заведения в сфере развития экологического воспитания, образования и просвещения. Также лекцию прочитал заместитель генерального директора ООО «Эль энд Ти» Сергей Андронов – его выступление было посвящено реализации проекта «ЭКОШКОЛА» как примеру просветительской работы в рамках формирования экологического воспитания среди учащихся учебных заведений городского округа Дубна Московской области.
Участники обсудили функции, цели и задачи экологического образования, его правовые основы, также были озвучены и недостатки современного российского экологического образования. А именно:
– отсутствие чёткой направленности на решение местных и региональных проблем,
– низкая ориентированность на психологические особенности разных групп населения,
– преобладание традиционных методов обучения,
– недостаточное применение современных эмоционально насыщенных средств,
– отсутствие системы социально-психологического мониторинга эффективности воспитательной работы.
В качестве одного из основных направлений экологического образования была выделена работа по организации учебных курсов в рамках школьных или вузовских программ, ведение факультативов и кружков в качестве дополнительного образования, издание буклетов, брошюр, пособий, трансляция в средствах массовой информации, сети Интернет тематических фильмов, программ и социальной рекламы.
Также участники обсудили то, как данный вид образовательной деятельности реализуется на практике. Так, в школах, вузах проводятся экоуроки, экологические субботники, научно-практические конференции и конкурсы по вопросам экологии, организуются научные экологические исследования и экспедиции, экологические сборы, поездки в детские и молодёжные лагеря. А в организациях различного профиля устанавливаются «экобоксы» – так, в здании Мособлдумы такой объект тоже был установлен в декабре прошлого года.