Комитет Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации в рамках расширенного заседания обсудил тему: «О необходимости правового регулирования шеринговых сервисов».
Каршеринг – поминутная аренда транспортного средства с возможностью завершения аренды в любом месте (в зависимости от зоны покрытия оператора каршеринга).
Главное отличие каршеринга от обычной аренды – отсутствие необходимости постоянного заключения договора. Он заключается одноразово и в дальнейшем можно беспрепятственно пользоваться услугой и оплачивать время поездки банковской картой.
Плюсы каршеринга:
- доступность;
- экономия времени;
- поминутная оплата;
- влияние на окружающую среду (использование операторами гибридных, экологических транспортных средств.
Минусы:
- нерегулированное законодательство;
- техническое состояние авто перед поездкой;
- безопасность;
- правовые вопросы между арендодателем и арендатором.
Каждая каршеринговая компания вправе определять свои правила пользования автомобилем, в большинстве компаний они одинаковы:
- водитель должен быть старше 21 года;
- необходимый стаж вождения не менее 2 лет;
- нельзя завершать аренду вне разрешённой зоны;
- нельзя завершать аренду в зоне, где нет сотового покрытия;
- нельзя пользоваться АЗС, которые не отображаются в мобильном приложении;
- нельзя курить в автомобиле;
- нельзя нарушать ПДД (штрафы оплачивает водитель);
- нельзя перевозить крупных животных;
- нельзя перевозить крупногабаритные грузы;
- нельзя провозить пачкающие предметы.
Стоимость услуги каршеринга в России в среднем одинакова в большинстве компаний: от 6 рублей за минуту проката и выше. За простой на месте взимается в среднем 1,5 рубля.
В мероприятии приняли участие представители шеринговых сервисов Belka Car и «Делимобиль». Ими было предложено урегулировать на законодательном уровне следующие вопросы:
Предоставление парковочного пространства субъектом при соблюдении юрлицами и ИП ряда требований: возраст авто, авто в собственности или на праве владения, основной вид деятельности – аренда легковых автомобилей, оборудование ГЛОНАСС/GPS, экологический класс не ниже 4, габариты не более 470*185 см, наличие цветографической окраски.
Стандарты обслуживания: предоставление услуги в ежедневном круглосуточном режиме, обеспечение взаимодействия потребителей с контактным центром поддержки, предоставление услуги посредством программного обеспечения, обеспечение страхования, единые права арендодателя и арендатора.
Требования к ИП и ЮЛ: отсутствие задолженности, отсутствие начатой в отношении лица процедуры ликвидации или банкротства, принятие в отношении лица решения о приостановлении деятельности в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В рамках заседания также была представлена информация от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. В 2019 году в Подмосковье будет создан реестр парковочных мест на дорогах общего пользования. По мнению Министерства, это также будет способствовать развитию каршеринга.