Одним из символов Химок является мост Октябрьской железной дороги. Это уникальное сооружение было возведено вместе с каналом Москва-Волга (теперь имени Москвы) в 1935 году.
Строительство началось в ноябре 1934 года. Предложенный инженером Аполлоном Белоголовым проект моста был оригинальным и вызвал дискуссию. В ходе обсуждения предпочтение отдали тем предложениям, которые расширяли бы возможности судоходства и на перспективу. В результате судоходный проем был увеличен по ширине с 85,4 до 106,6 метра, а по высоте от уровня воды – с 11,25 до 13,6 метра.
По проекту внутри несущей арки предполагалась прокладка только двух железнодорожных путей. Однако Министерство путей сообщения, заботясь о перспективах развития магистрали, настояло на том, чтобы на консолях арки можно было проложить еще две железнодорожные ветки.
Третий путь Октябрьской железной дороги на этом участке был открыт в середине 70-х, а четвертый построен в наше время. Только несколько лет назад возможности химкинского железнодорожного моста были использованы полностью – поезда Октябрьского направления пошли по всем четырем проложенным путям.
Кроме того, строители выполнили два немаловажных условия. Первое заключалось в том, чтобы в ходе работ движение по Октябрьской железной дороге не прерывалось ни на один день. Второе – ось нового моста должна совпадать с осью железной дороги, чтобы не образовался лишний изгиб (здесь теперь «Сапсан» не сбавляет скорость). Это внесло определенные сложности при подготовке к строительству. Для решения проблемы были сделаны обходные пути по временной эстакаде, которую расположили левее (по направлению к Ленинграду) насыпи с основными путями. В середине ноября 1934 года по временной эстакаде были пущены первые составы. Именно этот момент и считается началом строительства Химкинского железнодорожного моста.
Весомый вклад в возведение важнейшего для страны объекта внесли рабочие и специалисты окрестных поселков и деревень. Среди них был и житель Химок инженер-конструктор А.В. Будасси. Судьба не баловала этого замечательного человека. Будасси родился в Санкт-Петербурге в 1878 году и получил образование инженера-путейца, окончив в 1903 году Петербургский институт инженеров путей сообщения. Участвовал во множестве строек как в дореволюционной, так и советской России. На его счету железные дороги, мосты, оросительные и судоходные каналы, морские сооружения, промышленное и гражданское строительство.
Александр Владимирович Будасси награжден орденом Трудового Красного Знамени. В начале 1930-х годов он был осужден по «делу мелиораторов» и попал на строительство Беломоро-Балтийского канала. Разглядев в арестанте прекрасного инженера, один из руководителей строительства Г.Д. Афанасьев взял его под «свое крыло». Афанасьев занимался «организационными» вопросами, Будасси – непосредственным воплощением чертежей в жизнь.
Химкинский железнодорожный мост стал уникальным сооружением, на котором отрабатывались технологии, позже ставшие востребованными в мостостроительстве. Основной заслугой инженеров и строителей стало возведение первых в СССР пустотелых железобетонных мостовых арок.
Напомним, что мост относится к особо важным стратегически объектам. Он обеспечен усиленной охраной, проход по нему запрещен.
Владимир Соколов