Безруков ради Раневской решил не рубить вишневый сад

В России много театров, и театральных фестивалей тоже немало. Казалось бы, чем еще можно удивить искушенного зрителя? Придумать что-то новое в условиях такой жесткой конкуренции очень сложно, но тот, который проходит с 27 июня по 7 июля в Подмосковье, сделал ставку на нашу традиционную русскую театральную школу, основанную на системе Константина Сергеевича Станиславского. И теперь уже ясно, что это была гениальная идея.

Безруков ради Раневской решил не рубить вишневый сад

Фото: КСЕНИЯ УГОЛЬНИКОВА

«Станиславский в театральном мире столько же значит, как Пушкин для России, для ее культуры. Это наше все! — считает художественный руководитель нового подмосковного фестиваля народный артист России Сергей Безруков. — Есть международный фестиваль «Сезон Станиславского», а теперь и у нас будет своя зеленая веточка от этого древа».

На подмосковный смотр-конкурс губернские театры привезли не просто лучшие постановки, а самые интересные, самобытные. Но, как говорят участники фестиваля, в их задачу входило не столько удивить зрителя чем-то экстравагантным (этого на нашей сцене сейчас более чем достаточно), сколько помочь увидеть всю психологическую глубину русской драматической школы. Однако прежде чем зритель тебе поверит на сцене, нужно сначала самому научиться знаменитому приему Станиславского: «Не верю!». Поэтому для творческой молодежи фестиваль — это еще живая лаборатория, начинающие актеры и режиссеры, студенты театральных вузов смогут прослушать цикл лекций театральных звезд, принять участие в их мастер-классах.

Фестиваль открыл свою работу 27 июня в Музее-усадьбе К.С.Станиславского «Любимовка» постановкой Московского губернского театра «Вишневый квест». В 1902 году в усадьбу приехал отдохнуть Антон Чехов с Ольгой Книппер, и тогда же у него родился замысел пьесы «Вишневый сад». Станиславский сам натолкнул его на эту мысль. Приглашая в гости, он писал: «Приезжайте в Любимовку, тут такие типажи…». Однако в самой Любимовке пьесу никогда не ставили. Поэтому постановка Сергея Безрукова — это премьера сразу в нескольких смыслах. «Вишневый квест» — это спектакль, полный сюрпризов, загадок и неожиданных открытий.

Безруков ради Раневской решил не рубить вишневый сад
Фото: КСЕНИЯ УГОЛЬНИКОВА

«Книгу читал, да ничего не понял», «денег много… а ежели разобраться и подумать, то мужик мужиком», «желтого в угол, дуплет в середину!» — эти знаменитые, крылатые фразы из пьесы Чехова «Вишневый сад» мы знаем наизусть с детства. Но, оказывается, сценический «бестселлер» Антона Павловича все еще полон смысловых и психологических сюрпризов. В этом смогли убедиться все, кто пришел на открытие фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров».

В Любимовке артисты сыграли только первый акт пьесы, а целиком она пойдет позже на сцене театра. Но зрители не только оценили все режиссерские задумки и актерские находки, но и охотно включились в предложенную режиссером Безруковым игру. Квест — поиск сокровищ — в данном случае превратился в поиск новых смысловых подсказок, оставленных нам великим писателем.

«Наша Раневская — актриса Карина Андоленко — моложе своей героини, хотя и у Антона Павловича это еще довольно молодая женщина, ей только 35 лет, в этом возрасте все возможно, и безумная любовь в том числе. Но мы привыкли, что Раневскую играют возрастные актрисы почему-то», — рассказывал перед началом спектакля Сергей Безруков.

И действительно, красота и молодость главной героини ломают привычные сценические стереотипы спектакля. Например, ясно начинаешь понимать, что Ермолай Лопахин, которого блестяще играет артист Антон Хабаров (абсолютное попадание в роль), вовсе не тюфяк и рохля и уж точно не бездушный делец, как его представляли многие советские театры. Он страстно, горячо, безответно любит Раневскую, поэтому и не делает предложения ее приемной дочери Варе, хотя от него этого все ждут.

Безруков ради Раневской решил не рубить вишневый сад
Фото: КСЕНИЯ УГОЛЬНИКОВА

Такое тонкое проникновение в психологическую ткань пьесы не случайно, ведь играли актеры в естественных декорациях. Было поставлено две сценические площадки: первая на веранде усадебного дома, вторая — в вишневом саду. Зрители в сопровождении слуги Фирса (Виктор Шутов) переходили от одной сцены к другой и попутно слушали его рассказ о том, как сушили вишню в старые времена и кто из знаменитостей (уже в наше время) какое дерево в саду посадил.

Творческий коллектив Московского губернского театра приготовил еще много других сюрпризов по ходу спектакля. Например, Любовь Раневская с домочадцами подъезжают к дому в настоящих повозках, запряженных живыми лошадьми. А ее брат Леонид Гаев (актер Александр Тютин) на самом деле играет в русский бильярд и попутно рассказывает зрителям, в чем уникальность фирменного удара его героя. Хотя произвести его знаменитый «желтого в угол, дуплет в середину!», этот действительно в высшей степени виртуозный удар, ни сам Гаев, ни товарищи-актеры не смогли.

Свой знаменитый монолог про то, что сад надо вырубить, дом снести, а землю поделить на дачи, Ермолай Лопахин читает в реальном вишневом саду усадьбы. И от этого драматизм ситуации еще больше накаляется. Вот он, конфликт разных систем ценностей.

Вишня в конце июня, конечно, уже отцвела, поэтому сад украсили декораторы, но в остальном атмосфера подмосковной усадьбы подлинная. И от того, что актеры играли в естественных декорациях, все происходящее на сцене воспринималось зрителями остро, на нерве. Думаю, даже Константин Сергеевич в тот момент крикнул бы: «Верю!». А у зрителей вообще временами происходил перенос во времени. Казалось, что мы уже не со стороны смотрим на происходящее на сцене, а находимся внутри спектакля. Тем более что призывы «вырубить» и «снести» — излюбленная тема всех застройщиков во все времена.

Безруков ради Раневской решил не рубить вишневый сад
Фото: КСЕНИЯ УГОЛЬНИКОВА

Приятной неожиданностью — этакой вишенкой на фестивальном торте — стало появление в конце спектакля Сергея Безрукова в роли Прохожего, которому, по сюжету, Раневская подает милостыню — золотой.

«Золотой… но не только золотой, но и серебряный, бронзовый статус будут иметь спектакли — участники фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров» — этими словами Безруков завершил спектакль «Вишневый квест» и торжественно объявил об открытии нового театрального фестиваля Подмосковья.

Затем к гостям обратились куратор фестиваля, советник по культуре губернатора Московской области Нармин Ширалиева и директор театрального форума, вице-президент Фонда Станиславского Зейнаб Сеит-заде.

«Я уверена, что фестиваль будет жить. Удивительно, но это первый фестиваль у нас, в России, который создан с идеей объединить спектакли, исповедующие систему Станиславского. Будем надеяться, что это место нас благословит, и мы еще не раз здесь встретимся — здесь будут проходить лаборатории, семинары и мастер-классы», — сказала Нармин Ширалиева.

В свою очередь директор Фонда Станиславского Зейнаб Сеит-заде поблагодарила за поддержку губернаторскую программу «Наше Подмосковье», Министерство культуры РФ и министерство культуры Московской области.

«Благодаря Московскому губернскому театру сегодня здесь творилась история, и мы ее участники, — отметила она. — Это не громкие слова: мы уже 21 год пытаемся воссоздать Любимовку и все это время мечтали о том, чтобы собирать здесь людей театра, зрителей, показывать здесь спектакли. Сегодня эта мечта свершилась».

Безруков ради Раневской решил не рубить вишневый сад
фото: Елена Березина

А финальной точкой вечера стала поистине символическая церемония — Ермолай Лопахин посадил вишневое дерево!

«Я предложил Ермолаю Алексеевичу Лопахину все-таки не вырубать вишневый сад, а, наоборот, посадить», — объявил Сергей Безруков. И под залпы салюта здесь же, в вишневом саду, исполнитель роли Лопахина Антон Хабаров и Сергей Безруков посадили два вишневых деревца в честь открытия фестиваля.

«Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров» продолжит свою работу вплоть до 7 июля. Причем сразу на двух площадках: на сцене Московского губернского театра и в Любимовке. Уже на следующий день, 29 июня, с раннего утра в усадьбе Станиславского делился секретами мастерства с молодыми актерами и режиссерами знаменитый литовский режиссер Эймунтас Някрошюс, в последующие дни свои мастер-классы проведут Сергей Безруков, Юрий Бутусов, Кирилл Крок, Алексей Бартошевич, Ольга Егошина и многие другие театральные деятели. А вечером того же дня на сцене Московского губернского театра прошел спектакль Театра им. Ленсовета «Сон об осени» в постановке Юрия Бутусова — премьера этого сезона, которую впервые показали в Москве. Всего в рамках фестиваля будет представлено четыре спектакля. Закончится театральный форум там же, где и начался, — в Любимовке. Организаторы фестиваля приготовили еще одно представление в формате open-air — на этот раз с сольным концертом под оригинальным названием «Блудный сын» выступит известный актер и режиссер Игорь Миркурбанов. Этот музыкальный спектакль пройдет в сопровождении популярной группы Red Square Band.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*