Открывает ли утвержденный Советом депутатов проект бюджета Химок на 2019 год новые перспективы развития? Какие доходы получит муниципалитет, кто и как будет распоряжаться средствами – от всего этого зависит финансирование отраслей, обеспечение жизнедеятельности городских структур и в конечном итоге благополучие территории и жителей. О проблемах и очевидных недостатках основного финансового документа – главный редактор «Городской газеты», депутат Андрей ЗАЙЦЕВ.
Давайте рассмотрим в первую очередь доходную часть проекта, представленного в декабре депутатам начальником финуправления администрации Натальей Гурьевой. Налоговые и неналоговые доходы запланированы в объеме 6 574 000 000 рублей. Очень скромно особенно, если учесть, что в 2017 году было собрано 6 341 000 000 рублей, а план текущего года, который, видимо, будет выполнен, – 6 755 000 000 рублей.
Возможно, г-жа Гурьева наконец поняла последствия накачивания бюджета «мыльными пузырям», и это не может не радовать. Завышение показателей уже приводило к недопоступлению средств, катастрофическому недофинансированию отраслей и попаданию городского округа в долговую зависимость от кредитных организаций. Но с другой стороны снижение доходов настораживает. Не создает ли главный финансист Химок себе плацдарм для маневра, который затем будет выдавать за перевыполнение плана? Он будет перевыполняться в течение года, ведь экономика Химок никуда не делась, а г-жа Гурьева скажет: «Смотрите, ведь это же моя заслуга!» Беспроигрышная позиция.
Понятно, что показатели бюджета в их изначальном виде используются для достижения именно таких субъективных целей. Потом будут вноситься точечные поправки. Мы же сразу попробуем оценить ситуацию объективно на примере бюджета текущего года. Вот что мы имеем: рост расходов на содержание аппарата; резкое снижение финансирования по целому ряду отраслей – культура, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность и т.д. Как эти отрасли будут выживать, если с подачи г-жи Гурьевой, именно она автор проектов бюджета и поправок к ним, городскую культуру, жилищно-коммунальное хозяйство и др. постоянно лихорадит и трясет? Складывается впечатление, что у нас не инфляционные процессы в стране происходят, а наблюдается обратное – снижение цен. В Химках в смысле финансового обеспечения отраслей мы откатываемся на годы назад. Вот только себя в администрации не забывают, стабильно индексируя в сторону увеличения расходы на управление.
Чтобы распоряжаться общественными деньгами г-же Гурьевой было еще комфортнее, в основном финансовом документе появились две новые статьи (решение Совета депутатов № 23/1 от 23 ноября 2018 года): статья 18 – «Установить в 2019 году особенности расходования субсидии, предоставляемой на выполнение муниципального задания, закрепив за главными распорядителями средств бюджета право уменьшения средств субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям в случае выявления экономии при выполнении муниципального задания. При этом указанные уменьшения бюджетных ассигнований не должны приводить к снижению объема и качества оказываемых услуг (выполнения работ)»; статья 23 (особенно интересная) – «Установить, что основаниями для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи в соответствии с решениями руководителя финансового органа администрации без внесения изменений в решение о бюджете является перераспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, разделами, подразделами (…) предусмотренных главным распорядителям (…) на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели».
В переводе на общедоступный язык это означает буквально следующее: «Вы рассматривайте и утверждайте что хотите, но командовать и решать кому дать деньги, а у кого их отнять, буду я». Так это и происходит на практике. Мы же, депутаты, это касается в первую очередь тех, кто голосует за подобные формулировки, нужны только для того, чтобы поправки задним числом утвердить, то есть соблюсти процедурные формальности. Вроде ненужного балласта, от которого пока нельзя избавиться, но зато можно крутить–вертеть в любую сторону.
И последнее. Долг в 1 100 000 000 рублей продолжает висеть на городском округе. Это заслуга тех, кто формировал бюджет в последние годы. Расплачиваться с учетом постоянно набегающих процентов будем мы с вами. В 2019 году, например, планируется выплатить 425 000 000 рублей. Источник этих денег – снижение финансирования отраслей. Себя же администрация не обидела. Не за счет же зарплат и премий бездарных чиновников долги платить!