«Не предназначался для чужих глаз»
Затонувшее у берегов Греции судно Raptor с подозрительным грузом направлялось на Украину, сообщает газета «Катимерини» со ссылкой на спасенного моряка. Оно следовало под флагом Коморских островов, по документам — перевозило соль. Однако при затоплении трюмов капитан долго не подавал сигнал бедствия. Помощь он запросил лишь за несколько минут до крушения. О том, что Raptor мог не довезти до Украины, мы поговорили с экспертами.
Фото: Кадр из видео
— Raptor — это субстандартное судно (так называют суда, у которых корпус, механизмы, оборудование и снабжение или эксплуатационная безопасность существенно ниже стандартов, требуемых соответствующей конвенцией. — Авт.), их очень много по всему миру, а в Черноморско-Средиземноморском регионе больше всего, — говорит главный редактор портала «Морской бюллетень», штурман Михаил Войтенко. — Эти суда эксплуатируются какими-то третьесортными компаниями под удобным флагом. Как правило, там нет качественного ухода за судном, и экипаж не отличается высокой квалификацией.
Экипаж на Raptor был интернациональный: один индиец, 11 египтян и 2 сирийца.
— Судно оперировалось ливанской компанией. Если кто известен в Средиземноморском регионе низким качеством, так это ливанские компании. Raptor шел из Египта. Сначала, как говорит эксперт, была информация, что судно направлялось в Стамбул, потом появились сведения, что Raptor следовал в Констанцу, в морской порт Румынии.
В то время как единственный выживший моряк-египтянин рассказал представителям греческой береговой охране, что конечным пунктом назначения судна была Украина. В Стамбуле они должны были остановиться для дозаправки.
Как пишет «Катимерини», Raptor числился в «черном списке» международных контрольных органов Paris MOU и Black Sea MOU. У членов экипажа два года назад инспекторы обнаружили недействительные документы. Также в книге учета нефти были найдены фальшивые записи, что могло указывать на перевозку контрабанды.
— Сообщалось, что судно задерживали в Румынии, нашли у них лишнее топливо. Надо заметить, что само по себе это еще ничего значит. Другое дело, если бы они начали это топливо продавать. Сейчас начали «копать», по некоторым сведениям, судно с кем-то встречалось в открытом море. По официальным документам у них на борту была только соль.
В субботу, 25 ноября, в трюмы Raptor стала поступать вода. По одной из версий, произошел отказ двигателя. Но капитан, возможно по указанию судовладельца, за помощью обращаться не стал. Сигнал бедствия он подал только в воскресенье утром за несколько минут до затопления судна.
— Судя по тому, что почти весь экипаж пропал без вести, судно опрокинулось, — считает Михаил Войтенко. — При поступлении воды произошло смещение груза, Raptor потерял остойчивость и затонул, исчез с экранов радаров.
По мнению эксперта, если образовался крен — это уже аварийная ситуация, которая требует применения немедленных мер.
— В данном случае моряки не успели эвакуироваться, не успели перебраться на спасательные плоты. Я не знаю, почему капитан медлил. Могла действительно вмешаться судовладельческая компания. Если подаешь сигнал бедствия, начинаются спасательные работы, а это немалые деньги.
Или вся причина в постороннем грузе на борту.
— Возможно, на судне думали, что все обойдется, они справятся своими силами, поэтому так долго и не подавали сигнал бедствия, — говорит военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин. — Но возможен и второй вариант — им нужно было время, чтобы избавиться от некоего груза на борту, который не предназначался для чужих глаз и вызывал подозрения.
Из 14 членов экипажа удалось спастись лишь одному. Тело еще одного моряка подняли из воды, остальные числится пропавшими без вести.
Пунктом назначения спасшийся моряк назвал Украину. Понятно, что соль Украине нужна как собаке пятая нога.
— Скорее всего, на борту, помимо соли, был груз военного назначения. На Raptor могли его загрузить, сделать перевалку прямо в море. Дальше судно могло следовать в территориальных водах Болгарии и Румынии. Идти вдоль берега. Это страны НАТО, которые поддерживают Украину. А что касается турков, то они дружат и с Москвой, и с Киевом, корабли, например, для Украины строят. А уж для Киева святое дело — «обмануть москаля».
Как говорит военный эксперт Василий Дандыкин, Raptor, направляясь в зону боевых действий, здорово рисковал.
— Судно, вероятно, шло в Одессу. Судовладельцу, видимо, за рейс посулили большие страховки. А вся команда получила за риск большие отступные. Так бывает всегда при доставке контрабандного груза.
А потом судно попало в штормовые условия.
— Вы же знаете, какие события в те дни происходили в том регионе? Эгейское и Средиземное моря вышли из берегов, были подтоплены дороги. В половине провинций Турции был объявлен «оранжевый» уровень угрозы из-за шторма и урагана. Пролив Дарданеллы пришлось закрыть для движения судов с севера на юг. А судно Raptor было, по все видимости, достаточно старое. Не всякий владелец задействует судно в хорошем состоянии в подобном рисковом мероприятии.