Эксперт не согласился с озвученной причиной крушения Ан-2 в НАО

10 января объявлен в регионе днем траура

Пострадавших при жесткой посадке Ан-2 около поселка Каратайка в Ненецком автономном округе двумя бортами санавиации эвакуировали в окружную больницу Нарьян-Мара. Четыре человека находятся в тяжелом состоянии, один — в крайне тяжелом. Погибли второй пилот Владимир Тишин и пассажир Юлия Хатанзейская. Губернатор Ненецкого автономного округа объявил 10 января днем траура в регионе. Вероятной причиной крушения называют «непрогнозируемое сильное обледенение». В произошедшем разбирался спецкор «МК».

В Нарьянмарском авиаотряде рассказали, что Ан-2 с бортовым номером 71165 отправился утром 9 января из Нарьян-Мара до Усть-Кары — самого восточного населенного пункта Ненецкого автономного округа — четко по расписанию, в 9.20. «Аннушке» предстояло преодолеть 520 километров. Это обычно 2,5 — 2,50 часов лету. Из Усть-Кары Ан-2 отправился в обратный рейс в 13.20. На обратном пути метеоусловия резко ухудшились, произошло сильное обледенение. Экипаж принял решение идти на запасной аэродром Варандей, но стал стремительно терять высоту. И совершил жесткую посадку в десяти километрах от поселка Каратайка. Одному из пассажиров удалось дозвониться до спасателей.

Бушевала непогода. В администрации поселка Каратайка рассказали «МК», что к месту крушения Ан-2 медики отправились на вездеходах. Им помогали местные жители на снегоходах с санями-волокушами. Свидетели поделились, что у самолета была сильно деформирована носовая часть, удар пришелся на кабину пилотов. Но следов пожара на месте крушения видно не было.

Пилот и одна пассажирка погибла. Несколько человек были травмированы. Всех их доставили в поселок Каратайка, в местную амбулаторию. Как только позволили погодные условия, в поселок вылетели два вертолета санитарной авиации с бригадой медиков. Пострадавших двумя бортами доставили в окружную больницу Нарьян-Мара. По сообщению главврача Александра Коробицына, один пострадавший помещен в реанимацию, он находится в крайне тяжелом состоянии, четверо — в тяжелом состоянии. Одного прооперировали, еще одного пострадавшего сейчас готовят к операции, у остальных — состояние удовлетворительное. Если позволит состояние, одного из пострадавших могут доставить санавиацией в Архангельск.

Пилоты сделали все возможное, чтобы смягчить посадку и сохранить жизни большинства пассажиров. Командиром воздушного судна был Иван Паршин, вторым пилотом — Владимир Тишин. Он погиб.

— Для меня они — Ванечка Паршин и Вова Тишин, мои дорогие друзья, — говорит Илья Иконников, кто три десятка лет возглавляет небольшие северные аэропорты. — Они в свое время работали у нас во Втором Архангельском авиаотряде. Ваню Паршина я знаю с начала 90-х, Вова Тишин пришел к нам в 2017-ом. Оба — первоклассные летчики, очень грамотные, ответственные. Помню, как-то в полете из Лопшеньги до Пертоминска у Ан-2, который пилотировал Иван Паршин, трижды отказывал двигатель, но командир смог дотянуть до Пертоминска и благополучно приземлиться. В конце десятых годов Иван уходил на пенсию, но потом опять вернулся за штурвал Ан-2.

Владимир Тишин был родом из степного Приазовья, Ростова-на-Дону.

— Попав на Север, прикипел к суровому краю, где под крылом — бескрайняя тайга и даже в июне может выпасть снег. Он был очень жизнерадостным человеком, любил жизнь, постоянно шутил. Его жена — моя землячка, онежанка. У них двое детей. Пока не могу осознать и поверить, что Володи больше нет.

В последние годы Иван Паршин и Владимир Тишин работали в Нарьянмарском авиаотряде.

— Наши малые аэропорты стали просто посадочными площадками, где вообще не положено иметь штатные единицы, может быть только сторож, если есть какое-то имущество, — говорит Илья.

Наиболее вероятной причиной крушения Ан-2 в Нарьянмарском авиаотряде называют «непрогнозируемое сильное обледенение».

— Это, наверное, кто-то просто отводит от себя очень грамотно удар, — говорит бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, Заслуженный военный летчик России, генерал-майор Владимир Попов. — Сегодня авиационная метеослужба, которая работает на аэродромах, достаточно хорошо технически оснащенная. Есть возможность снимать спутниковые карты, мониторить обстановку через космическую связь. Аэродромчики, которые используются для полетов Ан-2, конечно, слабо оснащены. Во многих районах были сокращены обеспечивающее подразделения, порой — полный состав метеослужбы. Оставили одного специалиста, который работает на выпуск этих самолетиков, но уровень его подготовки часто оставляет желать лучшего. Все дело в экономии сил и средств. А это — элемент обеспечения безопасности полетов. Экономить на связи, коммуникациях, специалистах метеослужбы, медицинской службы, как и на техническом персонале, не стоит.   

— На Ан-2 стоит противообледенительная система?

— Предусмотрена небольшая система обогрева крыла, передней части винтов. Дело в том, что двигатель на Ан-2 стоит впереди, он обдувает фюзеляж теплым выхлопным газом. Но не даром Ан-2 практически не пускают летать в облаках. Это связано с тем, что у этих самолетов слабенькая навигационная система, и они не предназначены для работы при интенсивных осадках и интенсивном обледенении. Все это учитывается при эксплуатации Ан-2. Но эти самолеты — настоящие рабочие лошадки севера, они могут взлетать с необустроенных аэродромов, у них небольшой расход топлива. Ан-2  летают при больших минусовых температурах. За счет этого происходит вымораживание воздуха, нет больших признаков на обледенение. На «северах» — небольшая влажность.

В данном случае, скорее всего, произошло что-то локально, пилотам попался локальный участок — облако километров 20-30. Из-за осадков повысилась влажность, произошла кристаллизация воздушного пространства. У меня были случаи, когда я служил в Забайкалье, командовал авиационным полком, когда светило солнце, и вдруг на посадочном курсе появлялся туман — дымка. Когда после посадки начал выяснять причины, метеоролог объяснил, что немного поднялась влажность, а в это время в воздухе как раз и образуются кристаллы. Эти мельчайшие льдинки создают туман, который солнце иногда не может полностью пробить. 

— Может быть, поэтому в авиаотряде и говорили о «непрогнозируемом сильном обледенении»?

— Все эти явления предсказуемы. В определенных районах они повторяются из года в год. Просто это нужно учитывать по температурным, временным графикам. Специалисты должны проводить пространственно-временное моделирование. Вполне возможно, что таких специалистов, которые должны все правильно прогнозировать, сейчас просто нет. Их сократили. Но летчики и сами должны знать, какие фронта, в какое время проходят в определенной местности. Эти участки обычно отдельно выделены на картах. Летчики сдают зачеты по метеорологии. На самом деле, и этот случай, скорее всего, был тоже где-то описан. Этот фронт нужно было или обходить, или возвращаться назад, откуда был начат полет. На самолете есть датчик обледенения. Они, скорее всего, старались дотянуть до запасного аэродрома. При обледенении происходит налипание, покрытие передней части крыла. Ото льда и осадков появляются мелкие «бугорки», кристаллизуются на поверхности. Сопротивление увеличивается, подъемная сила падает.  Здесь летчики что-то сделать уже не успевают. 

— Ан-2 ведь хорошо планирует.

— Да, это самый надежный самолет для «северов» сегодня. Летчики старались его посадить, самолет должен был спланировать, но произошло резкое падение подъемной силы. Ан-2 начал опускать нос, сорвался с потока, произошел «клевок» с высоты 20-30 метров. Они «клюнули» носом, двигатель у Ан-2 все-таки находится впереди. Им не хватило высоты, и удар пришелся на переднюю часть машины.    

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*