Из этой статьи вы узнаете:
– законно ли Постановление Администрации г.о. Химки № 705 от 21.09.2020 г. о начале отопительного периода 2020/2021 года с 21 сентября 2020?
– от чего зависит плата за отопление?
– что такое норматив на отопление и кто его утверждает?
– кто отвечает за установку и работу общедомовых приборов учёта тепла?
– почему управляющие организации не спешат ремонтировать общедомовые приборы учета?
Осень 2020 года выдалась аномально тёплой (теплее климатической нормы). Сентябрь оказался самым теплым за последние 130 лет, а погода в октябре напоминала скорее сентябрь.
Погода в октябре 2020 года по данным независимого сайта: https://o-pogode.ru/prognoz-october-2020/himki.
Среднесуточная температура наружного воздуха, при которой, согласно нормативам (менее +8 °C), должен начинаться отопительный сезон, установилась в Химках только в конце октября. А вот тепло, за которое, естественно, нужно платить, в химкинские многоэтажки в соответствии с постановлением городской администрации начали подавать уже в конце сентября, хотя погода стояла летняя и обогревать квартиры было абсолютно ни к чему.
Насколько это законно? Об этом, а также о других нюансах начисления платы за теплоснабжение МКД в отопительный период 2020/2021 года, в интервью «Городской газете» рассказывает Анастасия Колесникова, адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнёры», которая специализируется на вопросах ЖКХ.
КОРР: Анастасия Геннадьевна, администрация г.о. Химки приняла Постановление № 705 о начале отопительного периода с 21 сентября 2020 года. И это несмотря на то, что температура в сентябре не опускалась ниже 13 градусов. Правильно ли был начат отопительный период? Законно ли постановление Администрации, и в чем его опасность для жителей Химок?
А.К.: Согласно Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, которое является одним из основных нормативных документов, регламентирующих работу ЖКХ в России, при централизованном теплоснабжении отопительный период должен начинаться, если 5 дней подряд среднесуточная температура не поднимается выше 8 градусов по Цельсию.
Основываясь на фактических данных полного архива о погоде за октябрь 2020 года в Химках, опубликованных на сайте gismeteo.ru, отопительный период должен был начаться 20 октября.
Соответственно, законность постановления администрации г.о. Химки № 705, в соответствии с которым отопительный сезон начался на месяц раньше положенного срока, вызывает сомнения. Очевидно, что жителей вынудили «пользоваться» коммунальной услугой, в которой они не нуждались, и в дальнейшем, оплачивать её (эту «услугу»).
Особые опасения Постановление № 705 должно вызывать у жителей тех домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учёта (ОДПУ) тепла. Ведь независимо от количества тепла, поставленного в многоквартирный дом, плату жителям будут выставлять по нормативам, что, как правило, значительно больше платы при наличии ОДПУ.
Отмечу, что в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2020 года плата за отопление пока не была включена. Но вполне вероятно, что через некоторое время её могут включить в качестве «задолженности» за предыдущие периоды. Вполне может повториться сценарий «долгов за ОДН» за 2016-17 годы, включённых в единые платежные документы жителей Химок в 2019 году, то есть спустя 2 года.
При этом тот факт, что отопительный сезон начался на бумаге, не означает, что поставка тепла в многоквартирный дом осуществлялась. В такой ситуации рекомендую фиксировать факт, что отопление не было включено. Для этого необходимо составить акт с участием председателя совета многоквартирного дома (ст.161.1 ЖК РФ), двух собственников помещений, для участия в осмотре и составления акта пригласить представителей управляющей и теплоснабжающей организаций.
– Могут ли жители конкретного дома повлиять на начало отопительного периода у себя в доме?
– Только в том случае, если отопление дома осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества. Тогда собственники на общем собрании могут самостоятельно принять решение об условиях начала и окончания отопительного периода в их доме.
– Должен ли производится перерасчёт за те дни месяца, пока отопление не было включено?
– Жители ряда домов в Химках получили счета за отопление в октябре в полном объеме. Очевидно, это связано с тем, что в многоквартирном доме не установлен (не работает или выведен из строя) общедомовой прибор учёта тепла (ОДПУ). Именно он должен фиксировать, сколько тепловой энергии потребили жители.
Как показывает практика, перерасчёт за неполный месяц после начала или окончания отопительного периода при отсутствии общедомового счётчика тепла не производится. То есть жители дома, где такое оборудование не установлено, будут оплачивать коммунальную услугу по полному нормативу за весь месяц, пусть даже отопление было включено всего несколько дней месяца. (Определение ВС РФ от 06.09.2018 № 310-КГ18-13593 по делу № А54-879/2017).
Получается, что в сентябре отопление включили, допустим, на 1 день, а начислят жителям дома (где нет ОДПУ) по нормативу за полный месяц. А это с одной только квартиры в 55 квадратных метров в Химках составляет 3 900 рублей.
– Кто устанавливает норматив на отопление?
– Норматив – усреднённый показатель потребления, он устанавливается органом государственной власти субъекта РФ.
К сожалению, он утверждается без учёта конструктивных особенностей конкретного дома.
Вместе с тем, в силу действующего законодательства норматив на отопление должен рассчитываться для каждого дома индивидуально.
– Жители каких домов могут рассчитывать на снижения платы за отопление в связи с тёплой осенью?
– Если в многоквартирном доме нет ОДПУ, то плата за отопление будет одинаковой за каждый месяц в течение всего отопительного периода по установленному нормативу.
Однако, если дом оснащен счётчиком ОДПУ, то расчёт платы за отопление должен производиться исходя из показаний этого прибора учёта. Ресурсоснабжающие организации должны поставлять тепловую энергию в дома с учетом температуры наружного воздуха. Для этого есть специально предусмотренный температурный график.
Общедомовой прибор учёта должен зафиксировать, что количество тепла потреблено меньше, чем в холодные зимние месяцы. И с учётом его показаний плата за отопление должна быть меньше.
В некоторых домах (это чаще всего новостройки), возведённых после 2012 года, конструкция системы отопления (так называемая «горизонтальная разводка») позволяет устанавливать индивидуальные счетчики тепла (ИПУ) в квартирах. В этом случае их показания должны приниматься к расчету наряду с показаниями общедомового прибора учета.
Однако, большую часть жилищного фонда в Химках всё-таки составляют дома, где нет технической возможности установить ИПУ. При этом возможность установить общедомовой прибор учёта тепловой энергии имеется.
– Кто должен оснащать наши дома общедомовыми приборами учёта тепловой энергии?
– Обязанность оборудовать дом ОДПУ лежит на собственниках помещений (ч.5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009). Обычно собственники квартир и нежилых помещений об этой норме закона не знают, а органы местного самоуправления и сами управляющие организации эту информацию до жителей доносить не спешат.
Если собственники ОДПУ не установили, то эту обязанность должна выполнить управляющая домом организация, а расходы на установку ОДПУ в дальнейшем возлагаются на собственников (ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, ст. 161 ЖК РФ, п.11 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006). При этом, как показывает практика арбитражных судов, решающим правом определять стоимость такого прибора наделена в этом случае управляющая организация.
Из этого правила есть одно исключение. Если в составе платы за содержание и текущий ремонт были предусмотрены расходы на установку общедомового прибора учёта, то тогда эта плата отдельно (дополнительно) от содержания и текущего ремонта взиматься не должна.
– Кто отвечает за сохранность и исправность ОДПУ?
– За работоспособность и исправность ОДПУ отвечает перед жителями управляющая организация.
При этом установка и ввод в эксплуатацию счётчика, осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учёта — обязанность управляющей организации, которая оплачивается жителями за счёт средств содержания и текущего ремонта (п.п. “к” п.11 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006).
– То есть, начисление платы за отопление по нормативам при наличии ОДПУ недопустимо?
– Именно так. При наличии работающего общедомового прибора учёта тепла использование для расчётов установленного норматива нарушает действующее законодательство.
На примере двух разных домов в Химках в мкрн. Сходня на ул. Первомайская, д. 22, где нет ОДПУ, и на улице М. Расковой, д. 5, где ОДПУ установлен, мы можем увидеть разницу в начислениях.
Это счёт за ЖКУ (ЕПД) за октябрь 2020 года на квартиру по адресу: мкрн. Сходня, ул.Первомайская, д.22 площадью 55,6 кв.м. В доме отсутствует общедомовой прибор учёта тепловой энергии (ОДПУ). Плата за отопление начислена в размере 3 904 руб. 58 коп. (с учётом льгот в размере 372.52, в итоге 3 502 руб. 72 коп.)
А это счёт за ЖКУ (ЕПД) за октябрь 2020 года на квартиру площадью 44,6 кв.м. по адресу: г. Химки ул. М. Расковой, д. 5. В доме установлен ОДПУ. Начислений за отопление нет.
– Из единого платёжного документа (счета за ЖКУ) можно узнать, есть ли нарушения в начислениях по отоплению?
– Химчане платят за отопление только в течение отопительного периода. Это значит, что в текущем счёте за коммунальные услуги можно заметить, есть ли нарушения в начислениях или нет.
Если вы, например, точно знаете, что у вас установлен ОДПУ, а из месяца в месяц сумма за отопление не меняется, то это явный признак того, что управляющая организация рассчитывает вам плату за услугу без учёта показаний счётчиков, то есть по нормативам.
– А в чём интерес управляющей организации, если ОДПУ выйдет из строя?
– Между ресурсоснабжающей и управляющей организациями заключается договор на поставку коммунального ресурса. Расчёт платы между ними за поставленный ресурс может производиться на основании того оборудования, которое установлено ресурсоснабжающей организацией (РСО). Оно фиксирует объём фактически поставленного ресурса.
И если прибор учёта, установленный в доме, вышел из строя, то управляющая организация оплатит поставщику ресурса фактически потреблённое тепло по тем приборам, которые установлены РСО.
А жителям конкретного дома плата за отопление будет начислена по нормативам. Куда пойдёт разница между оплатой жителей за отопление, начисленной по нормативам, и оплатой фактически потреблённого тепла, можно только предполагать.
Я рекомендую жителям контролировать работу управляющей организации по содержанию и ремонту общедомового прибора учёта тепла.
Как показывает практика, нередко ОДПУ «внезапно» выходит из строя перед началом отопительного периода. Управляющая организация этого может «не замечать» несколько месяцев, а то и весь отопительный период, и выставлять жителям плату за отопление по нормативам.
Рекомендации о том, как запросить сведения для проверки платы за отопление и формулы для расчёта, мы приводили в этой статье: https://gazetahimki.ru/itogi-teploy-zimi
Итак, вы получили сведения для расчёта платы за отопление, подставили их в подходящую формулу и выяснили, что есть разница между тем, что вам должны начислять, и тем, что начисляют.
Что делать дальше в таком случае?
- Направить управляющей организации (УО) требование:
- о перерасчете платы за отопление по фактическому потреблению (если нет прямых договоров с РСО);
- о выплате штрафа в размере 50% от суммы, на которую была неправомерно увеличена плата;
- о выплате компенсации морального вреда.
- В случае не реагирования управляющей организации (УО) — иск в суд, где требовать не только перерасчёт, но также и взыскание штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке и компенсации морального вреда.
Эти исковые требования не будут облагаться государственной пошлиной как требования в защиту прав потребителей.
Защита наших прав в наших руках, от того, насколько грамотно мы будем эту защиту осуществлять, зависит в конечном итоге результат — наше благосостояние.