Гибель советского чудо-самолета долгие годы являлась крупнейшей воздушной катастрофой в мире
90 лет назад, в середине мая 1935-го, москвичи пережили небывалый всплеск потрясений, связанных с новой техникой. Сперва триумф, затем трагедия. Еще не успели отгреметь фанфары по поводу открытия 15 мая первой очереди метро, как три дня спустя город стал местом ужасной авиакатастрофы. 18 мая на севере столицы рухнул самолет «Максим Горький». Крушение крылатого гиганта привело к рекордному по тем временам числу жертв. До сих пор причины случившегося вызывают у исследователей вопросы.
тестовый баннер под заглавное изображение
Размах крыла 63 метра, длина 33 метра, взлетная масса 42 тонны, грузоподъемность 14 тонн, экипаж 5 человек, количество мест для пассажиров 48, 8 двигателей (по три на каждом крыле и еще два центральных на фюзеляже) способны обеспечить скорость до 220 км/ч. АНТ-20, разработанный туполевским КБ в первой половине 1930-х, на протяжении полутора десятилетий являлся самым большим в мире сухопутным самолетом.
Первенцу этой уникальной модели крылатой машины предопределено было иметь персональное имя: «Максим Горький».
Еще осенью 1932-го, когда торжественно отмечали 40-летний юбилей творческой деятельности знаменитого пролетарского писателя, несколько литераторов и журналистов во главе с Михаилом Кольцовым выступили с инициативой: построить агитсамолет — летающий агитационный пункт — и назвать его в честь автора культового романа «Мать».
В своей статье, опубликованной в журнале «Огонек», М.Кольцов писал: «Постройка гигантского самолета-агитатора должна стать базой обновления и реконструкции методов всей нашей агитационной и массовой политработы. Советские конструкторы, техники, изобретатели, политработники, писатели — все должны внести в создание самолета-гиганта не только свои материальные взносы, но, главным образом, свою мысль, свои идеи, свой опыт и знания».
Идею одобрили «наверху». Конструкцию крылатой машины небывалых размеров разрабатывали специалисты под руководством А.Н.Туполева (в перспективе такой богатырь мог использоваться как сверхтяжелый бомбардировщик). Для реализации этого проекта был создан специальный Всесоюзный комитет по строительству самолета, а среди жителей СССР организовали сбор денежных средств (за считаные недели накоплено почти 6 миллионов рублей).
«Максима Горького» изготовили к весне 1934 года. Он по частям был перевезен на Центральный аэродром столицы и уже там собран. 17 июня известный летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял этого исполина в воздух.
Многие элементы конструкции и «начинка» агитсамолета 90-летней давности даже сейчас могут вызвать удивление. Например, в центральной части крыльев предусмотрены каюты с двухъярусными кроватями для комфортного отдыха пассажиров во время длительного полета. В главном салоне удобные кресла и перед ними столики с лампами, на полу постелены ковры. Имелись буфет, где можно было получить не только холодные, но и горячие закуски, туалет с умывальником (а ведь на обычных самолетах, приспособленных для перевозки пассажиров, еще довольно долгое время санитарно-гигиеническое обеспечение летающей публики у нас практиковалось на самом примитивном уровне — простое ведро, поставленное за ширмой). В качестве эксклюзива «Максим Горький» располагал собственной телефонной станцией на 16 номеров, библиотекой, фотолабораторией, компактной типографией для выпуска агитационно-информационных листков (их предполагалось разбрасывать с воздуха во время полета), кинопроектором для показа фильмов, громкоговорящей трансляционной установкой «Голос неба»…
Фото: ru.wikipedia.org
Первая публичная демонстрация советского крылатого чуда состоялась 19 июня 1934 года во время торжеств, устроенных в Москве по случаю встречи челюскинцев, спасенных с льдины в Арктике. «Максим Горький» пролетел тогда над Красной площадью, заполненной ликующими людьми, над Мавзолеем, на трибуне которого находилось высшее руководство страны во главе со Сталиным. Потом организовали целую серию демонстрационных полетов АНТ-20. В них можно было участвовать, лишь получив специальное приглашение. Такой супер-аттракцион. Среди избранных, попавших на борт (как правило, это передовики производства, партийные и комсомольские активисты), оказался знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший СССР.
Фото: ru.wikipedia.org
Удар по крылу
Увы, летная биография «Максима Горького» оказалась короткой. 1 мая 1935 года 8-моторный исполин во второй раз прошел над Красной площадью во время традиционного праздничного парада. При подготовке этого показательного возникла мысль: рядом с «двадцатым» должны лететь серийные боевые самолеты, подчеркивая небывалые размеры «летающей крепости». В качестве такого эскорта была выбрана пара истребителей-бипланов.
А последний, как оказалось, полет «Максима Горького» состоялся через пару недель после празднования Первомая. Днем 18 мая 1935 года АНТ-20 с почти четырьмя десятками пассажиров взлетел с московского Центрального аэродрома им. Фрунзе, пилотируемый летчиками И.Михеевым и И.Журовым. В этот раз его тоже сопровождали истребители. На одном из них, двухместном Р-5 под управлением Владислава Рыбушкина, разместился кинооператор, которому предстояло вести съемки в воздухе. Другой «ястребок», И-5, вел летчик-испытатель Николай Благин. У него по задумке организаторов этой воздушной акции была задача просто эскортировать «Максима Горького», но авиатор почему-то решил закрутить рядом с «двадцатым» несколько фигур высшего пилотажа.
Спустя некоторое время после взлета Благин приступил к выполнению трюков. Один из них закончился трагически. Летчик хотел сделать мертвую петлю вокруг крылатого гиганта, однако осуществить задуманное не удалось. Проходя верхнюю точку петли И-5, потеряв скорость, резко пошел вниз — прямо на «Максима Горького».
Свидетель произошедшего, пилот самолета Р-5 В.Рыбушкин рассказал в интервью корреспонденту «Правды»: «Благин прибавил газу, вырвался вперед и неожиданно стал делать новую фигуру высшего пилотажа. Это было очень опасно <…>. Фигура у него не получилась, он <…> врезался в правое крыло «Максима Горького», около среднего мотора. Видимо, он ударился в масляные баки (ибо взлетел клуб черного дыма), пробил мотором верхнюю и нижнюю обшивку крыла и сломал лонжероны. Удар был чудовищной силы. «Максим Горький» накренился вправо, от него отделились черный капот и куски тренировочного самолета (истребителя И-5, который поначалу застрял в пробитой им дыре в крыле АНТ-20. — А.Д.). «Максим Горький» пролетел по инерции еще 10–15 секунд, крен все увеличивался, и он начал падать на нос. Затем оторвалась часть правого крыла, потом отлетела часть фюзеляжа с хвостом, самолет перешел в отвесное пикирование <…>. Машина ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле».
«Максим Горький» рухнул возле поселка Сокол на севере столицы. Корреспонденту «МК» довелось беседовать со старожилом этих мест. Маргарите Ивановне в 1935-м исполнилось 11 лет, она хорошо запомнила случившееся в тот день: «Мы с подружками увлеклись игрой во дворе и звуков моторов летящих самолетов не слышали. Но вдруг неподалеку раздался страшный грохот. Люди стали выбегать из домов, а вслед за тем в воздухе распространился характерный резкий запах. Все окрестности залило керосиновым дождем, пролившимся из разбитых баков огромного самолета. Настоящее чудо, что пожар не возник».
Лишь по счастливой случайности от падения обломков «Максима Горького» никто в поселке не пострадал. «Некоторые из наших соседей обнаружили у себя в домах повреждения. В одном случае, например, какая-то железка, оторвавшаяся от самолета, пробила крышу… На месте падения «Максима Горького» очень быстро выставили охрану, приехали военные, весь этот район оцепили».
О случившейся трагедии появилось сообщение ТАСС: «18 мая 1935 года в 12 ч. 45 м. в г. Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла катастрофа с самолетом «Максим Горький». Катастрофа произошла при нижеследующих обстоятельствах.
Самолет «Максим Горький» совершал полет под управлением летчика ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт, специалисты которого участвовали в создании АНТ-20. — А.Д.) т. Журова <…>, имея на борту пассажирами ударников ЦАГИ в количестве 36 человек. В этот полет самолет «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ под управлением летчика Благина.
Несмотря на категорическое запрещение делать какие бы то ни было фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, летчик Благин нарушил этот приказ и стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета «Максим Горький», на высоте 700 метров. При выходе из мертвой петли летчик Благин своим самолетом ударил в крыло самолета «Максим Горький».
Самолет «Максим Горький» вследствие полученных повреждений <…> стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке Сокол.
При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолета «Максим Горький» (включая обслуживающий персонал на борту. — А.Д.) и 36 человек пассажиров — ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов семей (всреди них 6 детей. — А.Д.). При столкновении в воздухе также погиб летчик Благин, пилотировавший тренировочный самолет.
Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 р. единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение».
Вопреки официальным сообщениям среди горожан распространились слухи, что катастрофа с «Максимом Горьким» подстроена. И организаторы ее хотели таким образом совершить покушение на самого Сталина.
Однако ничего подобного на самом деле не было. Об этом корреспонденту «МК» рассказал историк техники Михаил Егоров: «Хочу подчеркнуть: версия о том, что якобы Иосиф Виссарионович собирался тогда на этом крылатом гиганте полететь, не соответствует действительности. Информация у меня, как говорится, из первых рук — от моего деда Василия Васильевича Егорова, который в 1935-м занимал должность заместителя начальника московского Центрального аэродрома. 18 мая организовали на АНТ-20 воздушную экскурсию для сотрудников ЦАГИ. К слову сказать, у моей мамы, тогда еще совсем молоденькой девушки, тоже имелся пропуск на борт «Максима Горького». Его удалось получить благодаря Валерию Чкалову, с которым дед был дружен. Однако — вот ведь знак судьбы! — мама по какой-то причине опоздала и добралась до летного поля на Ходынке уже тогда, когда самолет взлетел».
Нелегальный трюк
Виновником страшной трагедии был признан Николай Благин. Это не помешало, однако, торжественно похоронить его вместе с другими погибшими на Новодевичьем кладбище (в почетном карауле возле урн с прахом погибших в Колонном зале стоял сам Сталин). Вдове и дочери летчика, как и остальным семьям жертв катастрофы, назначили персональные пенсии, вскоре их переселили из маленькой комнаты в отдельную квартиру… Согласимся, очень странное «наказание», в случае если человек виновен.
Немало путаницы и по поводу причин, побудивших Благина устроить смертельный аттракцион в воздухе.
Об одной из них упомянул в нашем с ним разговоре Михаил Егоров. Его дед Василий Васильевич рассказывал, что этот роковой поступок спровоцировали коллеги Благина — авиаторы, работавшие на Центральном аэродроме. Они неоднократно подзадоривали летчика-аса, ставя ему в пример знаменитого на всю страну Чкалова: «Валерий-то умудрился даже под речным мостом пролететь! Его вся страна обожает. А ты что же отстаешь?!» Подобные разговоры могли подвигнуть Николая на рискованный воздушный трюк, кончившийся неудачей.
Появилось и другое объяснение событий 18 мая. Дело в том, что Благин имел дворянское происхождение, его отец — полковник царской армии. И хотя в свое время Николай Павлович по собственной инициативе записался добровольцем в Красную армию, возникли подозрения, что он все-таки был противником советской власти. Подтверждение этому появилось осенью 1935-го, когда варшавская газета «Меч» опубликовала обращение летчика Н.Благина, которое тот якобы написал накануне гибели. Там, в частности, говорилось: «Братья и сестры, вы живете в стране, зараженной коммунистической чумой, где господствует красный кровавый империализм. <…> Братья и сестры, завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолет, который носит имя негодяя Максима Горького! Таким способом я убью десяток коммунистов-бездельников, «ударников» (коммунистические гвардейцы), как они любят себя называть, и которые на самом деле являются паразитами на теле народа. Этот аэроплан, построенный на деньги, которые вас вынудили отдать, упадет на вас! Но поймите, братья и сестры, всякому терпению приходит конец! <…> Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Николае Благине, погибшем за русский народ! Москва, 17 мая 1935 года».
Действительно ли автором этих строк являлся летчик, сидевший за штурвалом И-5, которому было поручено эскортировать самолет-гигант, или в Польше, отнюдь не симпатизировавшей большевистской России, опубликовали фальшивку, не ясно.
Еще одна версия случившейся трагедии дана в рассекреченной значительно позднее записке главы НКВД Генриха Ягоды, отправленной Сталину 14 июня 1935 года и хранившейся в личном архиве вождя.
«Совершенно секретно. <…> Произведенным НКВД расследованием обстоятельств, предшествовавших катастрофе самолета «Максим Горький», установлено, что 18 мая с.г. за час-полтора до полета в комнате летчиков летно-испытательной станции ЦАГИ собрались летчики Журов, Рыбушкин, Благин и работники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г., Тер-Оганесов К.Я. и Пуллин А.А. для обсуждения порядка полета самолетов и их киносъемки.
Объясняя кинооператорам и вместе с ними делая наброски карандашом на бумаге о том, где какой самолет должен находиться во время полета, летчик Благин в присутствии Журова и Рыбушкина заявил о том, что он во время сопровождения «Максима Горького» для масштаба намерен на истребителе делать фигуры высшего пилотажа.
Присутствовавший при обсуждении Журов возражал против предложения Благина, указав последнему, чтобы он не делал во время полета фигур.
Несмотря на это, работники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин, продолжая без участия Журова обсуждение этого вопроса, вступили в прямые переговоры с Благиным, договорившись с последним о том, что он для киносъемки будет производить фигуры на истребителе.
Согласие на съемку фигур высшего пилотажа Ряжский и Пуллин дали летчику Благину, несмотря на то что в общий план съемки «Максима Горького» это не входило и сценарием не было предусмотрено.
Фото: ru.wikipedia.org
В процессе разговора между кинооператорами и Благиным по инициативе Ряжского возник вопрос об условной сигнализации, по которой Благин должен был производить фигуры. В качестве метода сигнализации начальник съемочной группы Ряжский предложил оператору Пуллину во время полета вынуть платок и помахать им Благину или поднять руку. <…> Вопрос о сигнализации возник, как показал опрошенный Пуллин, в связи с тем, что последний опасался без предупреждения упустить фигуру и своевременно не заснять. <…> После того как предложенные Ряжским и Пуллиным способы сигнализации для съемки фигур были всеми признаны неудачными, Благин, отказавшись от сигнала рукой и платком, внес предложение, указав, что для того чтобы во время полета вышли в съемке фигуры, которые он будет делать, он перед началом того, как приступить к фигурам, даст знак «внимание» путем покачивания своего самолета с крыла на крыло.
Этот сигнал должен был означать, что Благин начинает фигуру, а кинооператор должен приготовиться к съемке. Ряжский и Пуллин с Благиным согласились.
Несмотря на то что съемка фигур высшего пилотажа совершенно не была предусмотрена ни планом съемки, ни сценарием, работники кинофабрики Ряжский и Пуллин не только не предупредили администрацию ЦАГИ и летно-испытательной станции о намерениях Благина делать фигуры высшего пилотажа, но даже не просили разрешения на право съемки этого.
Летчик ЦАГИ Рыбушкин В.В., зная еще до полета о намерениях Благина, <…> не предупредил об этом свое непосредственное начальство. Нами привлечены к уголовной ответственности работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г. и Пуллин А.А., виновные в том, что, не имея никакого разрешения, договорились с Благиным о производстве им для киносъемки фигур высшего пилотажа, что явилось прямой причиной гибели самолета «Максим Горький». Нарком внутренних дел СССР Ягода».
Возможно, именно это объяснение действий отчаянного пилота «ястребка» И-5, затеявшего выполнение воздушных трюков ради красивых кинокадров, и является наиболее достоверным.