Критическую роль в сходе поезда в Волгограде сыграло отсутствие шлагбаумов

«Не скажу, что это уникальное событие, но такое случается довольно редко», – отмечает эксперт Яблоков

Пассажирский поезд Казань – Адлер сошел с рельсов в Волгоградской области. Причина происшествия — столкновение с КамАЗом, водитель которого пытался проехать через пути на красный свет. Главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков рассказал о том, что могло сыграть критическую роль в аварии и безопасно ли ездить на поездах.

– На этом переезде не было шлагбаумов. Могло ли это сыграть критическую роль в аварии?

– Конечно, могло. У нас есть целая категория таких железнодорожных переездов, так называемые нерегулируемые. На них работает сигнализация, сигнализация оповещает о приезде поезда. Дальше уже начинается зона ответственности водителя. Он, видя запрещающие знаки, не должен двигаться. Не должен считать, что сигнализация показывает ложную занятость путей и так далее.

Существуют переезды с меньшей интенсивностью движения транспорта, и их оборудование шлагбаумами, дежурными — это определенные вложения. Если по всей стране все такие места оборудовать, то это очень большая статья расходов. Есть вариант — такие нерегулируемые переезды просто отменить. Но это приведет к тому, что местами связанность территорий очень сильно ухудшится. Так что это вопрос компромисса между обеспечением полной безопасности и избыточной стоимостью объекта. Это как со светофорами в городах. Где-то проектируют светофоры исходя из частоты движения транспорта, а где-то считается, что движение может быть урегулировано по ПДД. Но если где-то учащается аварийность, то эти объекты становятся в итоге регулируемыми. 

– А можно ли было как-то оповестить пассажиров поезда о надвигающемся столкновении? Например, как об аварийных ситуациях оповещают в самолетах.

– Тормозной путь поезда длинный. При наличие препятствия он попытается затормозить, но все равно может не успеть. Что произойдет в поезде, если там сообщить: «Внимание, через несколько секунд мы врежемся в что-то, стоящее на путях»? Приведет ли этот сигнал к какому-то более безопасному положению пассажиров или он приведет к панике? Это угадать сложно. Чем еще ситуация отличается от самолета: визуально в самолетах просматривается весь большой салон, то есть бортпроводники видят, что происходит у пассажиров. В поезде не видно, чем люди там на своем месте занимаются, что там происходит. Так что как это сообщение, прозвучавшее по трансляции, отзовется — совершенно непредсказуемо.

– Несмотря на ужасающие видео с аварии, как сообщают службы спасения, погибших нет, а тяжело пострадавших — минимальное количество. Это случайность или поезда готовы к подобного рода авариям?

– Естественно, уровень пассивной безопасности в конструкции заложен. Даже кабина, столкнувшаяся с КамАЗом, получила существенные повреждения, но не рассыпалась на части. Определенный запас прочности во все это закладывается. Вагоны образуют собой составы, а все составы проходят определенное тестирование, чтобы они друг друга не выдавливали из колеи, и так далее. Понятно, что стопроцентную страховку от всех случаев получить невозможно. Если бы там рельеф местности был другой, например, насыпь гораздо выше была бы, то в случае схода с путей и последствия для всех были бы более существенны. Но от базовых вещей защита у конструкций есть. В любом случае ситуация с такими переездами возникает не каждый день. Не скажу, что это абсолютно уникальное событие, но оно и не слишком часто встречается.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*