В администрации Химок избегают дискуссий по поводу бюджета. И это не удивительно – глава городского округа Дмитрий Волошин, начальник финуправления администрации Наталия Гурьева и председатель Совета депутатов Александр Дряннов прямо ответственны за бюджетный кризис в Химках и за его последствия. Они делают все для того, чтобы «замылить» проблему. Главный редактор «Городской газеты», муниципальный депутат Андрей ЗАЙЦЕВ анализирует исполнение бюджета прошлого года и прогнозирует, что ждет нас в текущем году. Ничего хорошего, если безграмотная политика администрации в сфере финансов продолжится.
Скандальный бюджет
В апреле 2017 года был утвержден отчет об исполнении бюджета городского округа Химки за 2016 год. Бюджет скандальный, неоднократно со всех сторон критикуемый. Для его анализа и прогнозов на текущий год используем открытые источники – Минфин МО, решения Совета депутатов городского округа. Никакой инсайдерской информации.
Итак. Доходы бюджета исполнены в целом на 83,1% (поступило 9098,8 миллионов рублей), в том числе налоговые и неналоговые доходы – на 77,9% (поступления составили 5980,9 миллионов рублей). Отметим, что за последнюю цифру отвечает местная администрация, а разницу между первой и последней составляют областные трансферты, которые имеют целевое назначение и которые несколько улучшили общую картину.
По сравнению с 2014 годом, когда было собрано 6288,9 миллионов рублей налоговых и неналоговых доходов, их снижение составило в 2016 году около 5%. Здесь ничего не поделаешь – общий спад отечественной экономки отразился и на бюджете. Казалось бы, что к формированию бюджета по доходам надо подойти очень осторожно, не строить наполеоновских планов. Но не тут-то было: план сбора доходов был поднят на небывалую высоту в 7677 ,9 миллионов рублей, или выше показателей 2014 года на 22%. Результат оказался плачевный – 3-е место от конца в области по проценту выполнения.
Выход в такой ситуации остается единственный – сокращать расходы пропорционально собранным доходам. Давайте посмотрим, каким образом это было сделано на практике.
Расходы на содержание главы городского округа составили 3463,7 тысяч рублей, или 90% от запланированных. Причем по сравнению с 2014 годом глава нам обошелся на 44% дороже (в 2014 году – 2405,7 тысяч рублей).
Не обошла администрация вниманием и себя любимых – расходы на ее содержание исполнены на 94,2%, то есть выбрано практически все – разницу в пять с небольшим процентов можно списать на вакансии и больничные листы. Но это еще не все. Создано огромное количество казенных учреждений, которые выполняют параллельные с администрацией функции. В результате рост расходов на чиновничий аппарат по сравнению с 2014 годом составил 31,6% (в 2014 году – 846,6 миллионов рублей, в 2016 году – 1114,2 миллионов рублей). И это при общем падении доходов бюджета.
Следует учесть, что подавляющая часть всех расходов по этому разделу уходит на заработную плату. Относительно невысокие оклады были с лихвой компенсированы премиями, надбавками и доплатами. Логика понятная – нельзя в условиях инфляционных процессов и спада в экономике снижать свой жизненный уровень. Все остальное подождет.
На 90,6 % исполнены расходы на образование. Пусть не смущает такой высокий процент исполнения – заработная плата и организация учебного процесса в школах и детских садах финансируется за счет областного бюджета, это и создало благоприятную картину, а в остальном – недовыполнение и долги перед поставщиками, перешедшие на 2017 год.
Дальше идет по ниспадающей. На 84% исполнены расходы на физическую культуру и спорт, 83% – на социальную политику, на 75% – на дорожное хозяйство и культуру, 70% – на жилищно-коммунальное хозяйство и замыкают цепочку расходы на мобилизационную подготовку экономики – 46%. Добавим, что ввиду отсутствия средств, не были профинансированы уже оплаченные поставки и работы на сумму, превышающую 1 миллиард рублей. С таким багажом городской округ вступил в 2017 год.
Считаете, что урок прошлого года пошел чиновникам впрок? Отнюдь. На невиданную высоту был поднят план доходов (137% по сравнению с 2016 годом). Исходя из этой суммы, предусмотрены и расходы.
Снижение абсолютных показателей
Подведем итоги исполнения бюджета Химок за 1-й квартал текущего года. Результаты неутешительные.
План налоговых и неналоговых доходов исполнен к прогнозным показателям 2017 года на 16,3% (в 2016 году за этот же период – на 17,9%), в абсолютном выражении это составило 1340,9 миллионов рублей, или на 33,1 миллионов рублей меньше аналогичного показателя прошлого года. Снижение абсолютных показателей наблюдается в течение всего 1-го квартала и это тенденция. Каким образом будет достигнут 37-процентный рост доходов по сравнению с предыдущим годом (2016 год – 5980,9 миллионов рублей, план 2017 года – 8214,6 миллионов рублей) остается загадкой. Из каких соображений исходили в финуправлении администрации, рисуя воздушные замки? Отметим только непрофессионализм его руководителя Наталии Гурьевой
Восьмое место с конца
Как выглядит бюджет Химок по сравнению с бюджетами других муниципальных образований? Из 68 городских округов и муниципальных районов Подмосковья Химки на восьмом месте с конца. Но разве можно сравнивать Химки с его огромным экономически потенциалом с теми муниципальными образованиями, в которых дела обстоят еще хуже в силу объективных причин. К примеру, с Павлово-Посадским и Нарофоминским районами, специализацией которых когда-то была легкая промышленность, которая сейчас практически умерла. Или такие крохотные, по сравнению с Химками, городские округа, как Красноармейск или Котельники, зависящие от одного плательщика.
На чем это отражается? Прежде всего на организациях, завязанных на бюджет и не получающих причитающихся денег. Попытки закрыть долги прошлого года приводят к появлению новых, поскольку сегодняшние обязательства финансировать нечем. Нормой стали задержки выплаты заработной платы. Администрация по сути дела работает «с колес» – все поступившие в бюджет деньги сразу расходуются. Об этом свидетельствуют остатки средств на начало каждого месяца – они нулевые. То есть кроме средств, поступивших из областного бюджета, которые имеют строго целевое назначение, в бюджете больше ничего нет. Такое не наблюдается ни в одном муниципальном образовании.
Давайте сделаем выводы из сказанного и попытаемся спрогнозировать ход развития событий до конца текущего года.
Первое. Тенденции поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет, то есть его наполнения, уже наметились и вряд ли они изменятся. При плане 8,2 миллиардов рублей будет собрано 5,7-6,0 миллиардов рублей, или около 70% доходов. Об этом говорит динамика поступлений за несколько последних лет. То есть недобор будет составлять свыше 2 миллиардов рублей. Средства, которые были накоплены до 2015 года – более 1,7 миллиардов рублей благополучно съедены в 2015 – 2016 годах, никаких остатков больше нет, полагаться больше не на что.
Второе. Речь может идти только о сокращении расходов. Естественно, это будет происходить под маркой оптимизации. Вопрос – где и в каких отраслях? Вряд ли действующая администрация откажется от своих зарплат. Если что-то подобное и произойдет, то пострадают самые низшие чиновничьи слои – рабочие лошадки. А те, кто действительно ответственен за развал бюджета и за крайне неудовлетворительное состояние дел, останутся, скорее всего, при своем – астрономические премии, надбавки, доплаты и пр.
Третье. Бюджетная сфера подвергнется сокращению. Будет сокращаться либо штатная численность, либо заработная плата, либо все материальные затраты, и этот процесс уже начался. Финансовые планы будут в скором времени напоминать ведомости по выдаче заработной платы – все остальные расходы будут сведены к минимуму. И тут уже не играет роли, будет сделано это официально или просто недофинансировано. Думать об этом надо было раньше.
Четвертое. Для подрядчиков и исполнителей работ наступят еще более проблемные времена – более 2 миллиардов рублей недополучить в бюджет и недофинансировать уже запланированные расходы, да еще долги прошлого года, это не шутка. Вопрос возникает один – кто окажется первым у «кормушки» и кто будет решать кому платить в первую очередь, а кому отложить на потом. Сейчас это именно так и делается.
Пятое. Нынешняя администрация (в лице своего финансового управления во главе с Наталией Гурьевой), видя огромную дыру в бюджете и осознавая свою несостоятельность и некомпетентность в финансовых вопросах, может прибегнуть к кредитным ресурсам коммерческих банков. Это поможет на какое-то время закрыть текущие долги, но что дальше?
Вывод в данном случае напрашивается неутешительный. Получив в наследство прекрасный сбалансированный без долгов бюджет с огромными остатками, за два года, сначала Владимир Слепцов, а теперь его преемник Дмитрий Волошин, превратили его в долговую яму с колоссальными проблемами, которые придется расхлебывать уже тем, кто придет на смену нынешним руководителям администрации. Кто от этого выиграл? Во всяком случае не бюджетники, имеющие огромные долги и не знающие как сегодня свести концы с концами из-за недофинансирования, и не поставщики с подрядчиками, не получившие денег за поставленные товары и выполненные работы.
Шестое. Если кто-то может предложить другой сценарий развития событий, приглашаем к дискуссии.