Мини-центр неограниченных возможностей

Если малышу поставили диагноз — ДЦП, аутизм или синдром Дауна, родители воспринимают это как приговор. Но специалисты уверены, если с больным ребенком начать заниматься в раннем возрасте по индивидуальной программе реабилитации, можно достичь большого прогресса в развитии его личности. Но где найти таких педагогов в Подмосковье? Как записаться к ним на прием? И во сколько обойдутся их услуги семье больного ребенка? Об этом «МК» рассказала министр социального развития Московской области Ирина ФАЕВСКАЯ.

Мини-центр неограниченных возможностей

— Насколько остро стоит проблема реабилитации детей-инвалидов в Подмосковье?

— К сожалению, с каждым годом абсолютно здоровых детей рождается все меньше. Безусловно, у большинства новорожденных нет таких тяжелых диагнозов, как ДЦП или аутизм, но в реабилитации нуждаются не только инвалиды, но и дети, рожденные с ограниченными возможностями здоровья — очень многим деткам ставят задержку развития, почти у каждого второго — нарушение речевого развития.

Что же касается детей с установленной группой инвалидности, то на территории нашего региона проживает 19 838 человек, и 15,5 тыс. детей регулярно нуждаются в реабилитационных услугах на основании индивидуальных программ. Чем раньше мы сумеем оказать эту помощь, тем больше возможностей появится у них для реализации себя в жизни.

Причем такие дети должны практически каждый день заниматься с психологом, логопедом, дефектологом. У нас пока такой возможности нет: обычно занятия проходят курсами, как правило, по 21 дню. Хотя решения всегда принимаются индивидуально: некоторые дети занимаются и по 3 месяца, все зависит от состояния ребенка.

— Где проходят эти занятия?

— В Подмосковье достаточно широкая сеть учреждений, которые оказывают детям реабилитационные услуги. Более 9 тыс. детей-инвалидов занимаются по этим программам в социально-реабилитационных центрах, среди них есть как стационары, так и отделения дневного пребывания, еще 1,1 тыс. детей проходят реабилитацию в детских домах-интернатах. Но должна честно признаться — этого недостаточно. Мы сегодня не можем предоставить реабилитационные услуги в полной мере всем детям, которые в них нуждаются. Например, в прошлом году в 27 муниципальных образованиях вообще отсутствовали учреждения, которые бы занимались детьми-инвалидами. Поэтому наше министерство сконцентрировало усилия на развитии сети мини-центров для детей-инвалидов в шаговой доступности.

Мини-центр неограниченных возможностей

В 2016 году по поручению губернатора Подмосковья Андрея Воробьева были открыты 10 мини-центров на базе действующих учреждений социального обслуживания общей мощностью 187 мест. Мини-центры появились в Люберцах, Лобне, Орехове-Зуеве, Звенигороде, Бронницах, Серебряных Прудах, Лотошине, Краснознаменске, Щелкове и Ленинском районе.

В этом году будет открыто еще 9 таких учреждений на 100 мест — в Волоколамске, Истре, Лосино-Петровске, Ногинске, Павловском Посаде, Шатуре, Талдоме, Озерах, Лыткарине. Свою работу они начнут с июня. Открытие данных центров позволит ежегодно охватывать реабилитационными услугами более 800 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Но на этом мы не останавливаемся и в 2018 году планируем завершить работу по открытию в каждом муниципальном образовании Московской области по одному мини-центру. Пока у нас остаются неохваченными Руза, Шаховская, Красноармейск, Рошаль, Черноголовка, Фрязино. Там проживают около 1000 детей-инвалидов.

— Как занимаются в таких центрах с детьми, какие специалисты там работают?

— Услуги психолога, дефектолога, занятия на тренажерах, развивающие интерактивные столы. Большая часть персонала мини-центров — это психологи, дефектологи, логопеды. Занятия проходят каждый день. Мама приводит малыша, и пока с ним занимаются специалисты, она сама тоже может получить консультацию семейного психолога.

К каждому ребенку у нас индивидуальный подход. Учитывается его соматическое, психическое и физическое состояние. Поэтому для каждого воспитанника центра разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Используется современное оборудование: например, в кабинете логопеда занятия нередко проходят с использованием интерактивного стола «Умник». С его помощью дети учатся различать речевые звуки.

— Но ведь услуги логопедов очень дороги, не каждой семье это по карману.

— Все занятия в мини-центрах проходят бесплатно. Финансирование этих учреждений идет за счет областного и муниципальных бюджетов. Так, в прошлом году из бюджета Московской области на оснащение мини-центров оборудованием и мебелью было направлено 21,8 млн руб., а на зарплаты специалистов и на содержание помещений потрачено 39,2 млн руб. В 2017 году на оснащение мини-центров будет направлено 14 млн рублей.

Не остаются в стороне и муниципальные образования: за счет местных бюджетов проводятся ремонтные работы. В Волоколамске, Истре, Лосино-Петровском, Ногинске, Шатуре, Лыткарине главы помогли нам найти под мини-центры муниципальные помещения. А в Щелкове, Краснознаменске, Люберцах и Лотошине были предоставлены помещения за счет привлечения внебюджетные средств.

Мини-центр неограниченных возможностей

— Родителям все-таки интереснее узнать, как работают эти центры, чем то, как они финансируются.

— Первое, с чего мы начали реорганизацию этой системы, — изменили график работы этих учреждений. Ведь они должны работать в те часы, когда это удобно родителям. Если мама готова прийти с ребенком в 7–8 вечера или в субботу-воскресенье, значит, руководитель центра обязан перестроить работу коллектива так, чтобы в эти часы и дни ребенок мог получить реабилитационные услуги.

Вторая проблема — это помещения. Они не нужны большие, но они должны находиться в шаговой доступности от муниципального транспорта, чтобы к ним было удобно подъехать. Мама с ребенком-инвалидом не сможет ехать с пересадками за тридевять земель от дома — ей это будет неудобно. А раз так, то она не будет водить малыша на занятия.

— Что должны сделать родители, чтобы их ребенок попал в такую программу реабилитации?

— Если ребенок — инвалид, то у него обязательно есть индивидуальная программа реабилитации. Какова эта программа, какой перечень услуг ему должны оказать и в каком учреждении, определяет специальная комиссия при территориальном управлении соцзащиты. Они есть в каждом муниципальном образовании. Ряд учреждений оказывают не только социальные, но и медицинские услуги детям-инвалидам. Например, в реабилитационном центре «Росинка» (г.о. Балашиха) с детьми занимается не только психолог или логопед, но там ему могут сделать еще и массаж, провести курс физиотерапии. Все дети-инвалиды, проживающие на территории Московской области, занесены в особый реестр. Ни один не может быть вне нашего внимания. Обычно таким детям предлагается реабилитация еще на первом году жизни, ее составляет участковый врач.

— ДЦП, синдром Дауна — это такие тяжелые недуги, что вряд ли за 21 день их можно излечить. Как вы понимаете, что реабилитация идет успешно? Что ребенку она помогла?

— Есть показатели эффективности работы наших специалистов. Например, ребенок до занятий в мини-центре не умел держать ложку, а после окончания курса реабилитации он научился есть самостоятельно. Или же вот еще показатель: многие дети после занятий с логопедами начинают говорить. Другие учатся в таких центрах общаться со сверстниками. Не секрет, что дети-инвалиды чаще всего не ходят в детский сад. Опыт социального общения у них очень мал, а мы как раз даем им такую возможность.

В общем, существует целая шкала таких показателей эффективности работы специалистов центров. По ним сразу видно, что дала реабилитация каждому конкретному ребенку. Кстати, для руководителей центров такая информация дает возможность корректировать работу своих коллективов, объективно оценить работу сотрудников.

— А что вы можете сказать о квалификации сотрудников этих центров?

— Наши специалисты — это увлеченные, преданные своему делу люди, и, безусловно, они являются высококлассными специалистами. В мини-центрах используются инновационные методики и технологии реабилитации, а также применяется современное оборудование — логотренажеры для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, компьютерно-игровые тренажеры, сенсорные комнаты и другое оборудование. Все это способствует у детей с ограничениями возможностей здоровья развитию мышления, логики, памяти, мелкой моторики.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*