Злоумышленники предлагают россиянам подтвердить право на стипендию через «Госуслуги»
тестовый баннер под заглавное изображение
В последнее время в России участились случаи телефонного мошенничества, когда злоумышленники звонят гражданам, представляясь сотрудниками различных высших учебных заведений. Они выдают себя за представителей ректората, деканата или архивных отделов университетов.
Мошенники обращаются к студентам с информацией о необходимости прохождения неких проверок знаний, подтверждения права на получение стипендии, изменения номера личного счета для оплаты обучения, участия в соцопросе, а также регистрации на определенных интернет-ресурсах. Для осуществления всех этих действий требуется авторизация на портале «Госуслуги».
После этого жертве отправляют заведомо неработающую ссылку для подтверждения учетной записи. Когда попытки входа оказываются безуспешными, аферисты предлагают помощь в авторизации, уверяя, что для этого необходимо сообщить пароль и код из СМС-сообщения. Таким образом, доступ к аккаунту на «Госуслугах» переходит в руки мошенников.
Аналогичная схема применяется и к тем, кто уже завершил обучение в вузе. При этом, как выяснили «Известия», злоумышленники зачастую действуют от имени конкретного учебного заведения, в котором учился человек.
Источники в правоохранительных органах сообщают, что иногда мошенники используют более сложную схему обмана. Например, аферисты позвонили жителю Москвы, представившись сотрудниками деканата, и попросили для прохождения тестирования назвать код из СМС, якобы отправленный с портала «Госуслуги». Затем ему стали поступать звонки от лиц, выдававших себя за сотрудников различных ведомств. Они убедили потерпевшего в том, что его аккаунт взломан, и предложили перевести все денежные средства на безопасный счет. В результате мужчина перевел злоумышленникам 60 тысяч рублей.
Другой житель столицы лишился 1,1 миллиона рублей, часть из которых он взял в кредит. Для него всё началось со звонка из якобы деканата с просьбой ввести данные от «Госуслуг» для подтверждения наличия диплома в системе. В дальнейшем мошенники убедили мужчину в том, что он стал жертвой обмана и должен перевести деньги на защищенный счет, а также «обнулить свой кредитный потенциал», оформив займы в нескольких банках. Общение велось через аккаунт в мессенджере Telegram, который был подписан как «Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг».
Некоторые пострадавшие отделались лишь утратой доступа к своему аккаунту на «Госуслугах». Подобные случаи мошеннических звонков были зафиксированы в различных регионах страны.
Эксперты поясняют, что сценарий, в котором студенту или выпускнику предлагают подтвердить учетную запись на «Госуслугах» для продолжения обучения или получения стипендии, представляет собой очередной пример социальной инженерии. Данная схема не является новой, однако она эффективно работает, поскольку адаптирована к конкретному контексту.