Контрольно-счётные палаты (КСП), согласно российскому законодательству, обладают широчайшими полномочиями. На муниципальном уровне по своему влиянию и ответственности они стоят в одном ряду с Советами депутатов и местными администрациями. Не исключено, что где-то так оно и происходит. Но только не в г.о. Химки. По мнению многих жителей городского округа, химкинская КСП давно превратилась в своеобразный придаток городской администрации и без преувеличения действует на подхвате у чиновников. Об этом в комментарии муниципального депутата Андрея Зайцева.
Мне как депутату иногда приходится слышать упрёки некоторых избирателей, что городской Совет видит явные нарушения со стороны исполнительной власти в управлении и распоряжении муниципальной собственностью или в сфере ЖКХ, но никак им не противодействует. Эти упрёки напрасны и говорят лишь о том, что далеко не все разбираются в полномочиях разных ветвей власти.
Если говорить совсем просто, то Совет депутатов принимает бюджет города и вправе потребовать от исполнительной власти отчет за его исполнение. Но контролировать исполнение бюджета, следить, чтобы деньги из него не выводились по всяким хитрым коррупционным схемам, должна совсем другая организация – Контрольно-счётная палата (КСП) городского округа Химки, которую возглавляет сегодня Надежда Александровна Меликова.
КСП – уникальная структура. По идее эта палата должна быть абсолютно независима от законодательной (представительской), исполнительной и судебной ветвей власти. Это самостоятельный орган, наделенный широчайшими полномочиями. На нашем муниципальном уровне КСП должна стоять в одном ряду с Советом депутатов и администрацией городского округа.
Что же мы имеем в Химках? К сожалению, создаётся впечатление, что наша КСП совсем не независима, а скорее действует «на подхвате» у городской администрации. Судите сами: почти вся муниципальная недвижимость, которую можно было продать, уже продана, причем часто по явно заниженной цене. Приватизация центральной детской библиотеки на Московской – это уже совсем за гранью добра и зла.
Так где же грозное воинство Надежды Меликовой? Оно безмолвствует. А ведь именно за подобные «фокусы» с недвижимостью была осуждена госпожа Васильева из министерства обороны. Или на федеральном уровне это противозаконно, а на муниципальном – нет?
А что с контролем за исполнением местного бюджета? Еще хуже! Именно пассивная позиция городской КСП и ее непосредственного руководителя позволяет городским чиновникам распоряжаться бюджетом как собственным кошельком. Ведь неслучайно все эти околовластные фирмочки так нагло и безнаказанно рвут городской бюджет, слетаясь на него как мухи на запах разлагающейся плоти. Мы в газете и на сайте не раз обращали ваше внимание на подобные «вольности» с городскими деньгами. Вспомните хотя бы историю с огромными средствами, которые городская администрация потратила на уборку несуществующего снега в 2019 и 2020 годах! Однако ведомство госпожи Меликовой вообще не отреагировало на это явное разбазаривание бюджета. Почему? Это другой вопрос. Возможно, он находится в компетенции третей ветви власти. Не мне судить, но еще раз указать на творимые безобразия, граничащие с беззаконием, считаю своим гражданским долгом.
Совершенно непонятно, почему химкинская КСП совершенно не реагирует на более чем странную долговую политику, проводимую нашей администрацией и ее финансовым управлением. Ведь очевидно, что это никакая не политика, а просто желание взять в долг. Неважно, у кого брать – у вышестоящего ли бюджета или у коммерческого банка. Главное – взять и не отдавать! При этом пачками принимаются решения о снижении долговой зависимости. Вот только они никогда не выполняются. А кто должен отслеживать весь ход исполнения принятых решений? КСП во главе с Надеждой Меликовой. И как же оно «отслеживает»? Давайте посмотрим.
Вот несколько выдержек из информации по результатам проведения «Экспертно-аналитических мероприятий»:
2018 год (за 9 месяцев) – «…с учетом роста муниципального долга городского округа риски неисполнения бюджета в части взятых расходных обязательств существенно не уменьшаются…»; «…утвердить поквартальный график погашения муниципального долга».
2019 год (за 6 месяцев) – «…с учетом сохранения большого объема муниципального долга риски неисполнения бюджета в части взятых расходных обязательств существенно не уменьшаются…»
Почти под копирку, правда? Посмотрим, что дальше:
2020 год (за 6 месяцев) – «…с учетом роста муниципального долга риски неисполнения бюджета в части взятых расходных обязательств существенно не уменьшаются…»; «…финансовому управлению придерживаться Программы муниципальных заимствований».
И администрация рада стараться – взяла еще один кредит на 300 миллионов рублей. Таким образом, с начала года муниципальный долг вырос более чем на полмиллиарда! Одновременно с этим проведены мероприятия по оптимизации – совершенно дурацкий административный термин, давайте скажем по-русски – по еще большему сокращению и без того урезанных расходов социальной сферы.
И где же тут контроль со стороны КСП? Почему госпожа Меликова допускает, что от серьёзной структуры, наделенной большими полномочиями, городская администрация отмахивается, как от надоедливой мухи? Совсем не случайно всего за три года – с 2016 по 2019 – рейтинг Химкинской КСП в области упал с первого до двадцать восьмого (!) места.
Получается, что на деньги налогоплательщиков, то есть на наши с вами деньги, существует некая декоративная городская структура, которая фактически не выполняет возложенные на нее функции.
А ведь именно Вы, уважаемая Надежда Александровна Меликова, должны были проконтролировать и своевременность выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы за 2018-2020 годы, и достоверность отчетности в область в части наличия просроченной кредиторской задолженности с проверкой первичных документов и отчетных данных, и многое другое. И не просто проконтролировать, а с констатацией нарушений, выводами и привлечением к ответственности виновных должностных лиц!
Из всего вышесказанного следует, что перемены к лучшему в Химках начнутся только тогда, когда КСП перестанет быть безмолвным придатком местной исполнительной власти, а станет действительно независимым надвластным органом, как того и требует закон от контрольно-счётных органов. Лучше от этого станет всем, даже тем, кто сегодня бессовестно и незаконно кормится на бюджетных деньгах: раньше сядут – раньше выйдут.