«Надо было вернуться»: заслуженный пилот России высказался о крушении Ми-8 в Карелии

“Упал из-за обледенения”

На месте крушения вертолета Ми-8 МЧС в Карелии продолжается поисковая операция. Спасателям удалось поднять со дна Онежского озера тело 53-летнего бортмеханика Владимира Билиды. Его жена рассказала каналу «78|новости», что муж позвонил ей, когда судно пошло на дозаправку и сообщил о сильном обледенении. О том, как могли развиваться события на борту Ми-8, мы поговорили с летчиком-испытателем, вертолетчиком, Заслуженным пилотом России Вадимом Базыкиным.

— В тот же вечер, когда стало известно о пропаже Ми-8, принадлежащего Северо-Западному авиационно-спасательному центру МЧС России, я позвонил в метеоцентр Петрозаводска, — рассказывает Вадим Базыкин. — Узнал, какая была погода, и понял, что причиной крушения могло стать обледенение.

Как говорит летчик-испытатель, обледенение не бывает при температурах — минус 30, и даже при минус 15. Оно возникает при «сопливых» температурах — от минус 7 градусов до плюс 5.    

— Обледенение бывает на входных направляющих у двигателя, на фюзеляже, что увеличивает нагрузку — вес. А также обледенение бывает на поверхности лопастей, что самое опасное. 

Эксперт напоминает, что на Ми-8 есть электрическая противообледенительная система (ПОС), которая обогревает винты, передние стекла кабины экипажа, приемники воздушного давления и входные части двигателей.

— При такой погоде на лопасти, как правило, надевают чехлы, чтобы они перед вылетом были чистенькими. Если чехлы не были надеты, нужно обязательно обратить внимание на состояние лопастей. Если на них есть лед, то у вас будет дисбаланс в весе лопастей. Что повлечет большую тряску вертолета. В последствии может и балку отрубить. 

Если противообледенительная система была включена на земле, то, как говорит Вадим Базыкин, она, как правило, справляется.

— Если вы включили ее в полете, а лед уже нарос на входных направляющих у двигателей, то происходит срыв этих льдинок, и они попадают в мотор. А там у нас — лопатки, которые откалываются, происходит разрушение двигателя, помпаж.

Летчик-испытатель предполагает, что в данной ситуации, в темное время суток, экипаж не шел на малой высоте. 

— Они шли в облаках, в обледенении. Если вы идете над материковой частью, то у вас все-таки более сухой воздух. Если вы летите над Онегой, озеро застывшее, хоть и не во всех местах, там все равно присутствует очень серьезная влага, серьезные испарения.  

Как говорит эксперт, во всех инструкциях написано, что в условиях обледенения полеты разрешаются, но в условиях сильного обледенения экипаж обязан выйти из зоны обледенения. 

— Выходят, как правило, верхом. Ищут слои, чтобы попасть между ними. Как только вы выскочили из облачности, из этой влажности, у вас ледовая корка слетает и с вертолета, и с лопастей, и с двигателя. Между слоев уходить вниз бесполезно. Тем более в плохую погоду. Но, конечно, первое, что хочется, это спуститься пониже к земле. Препятствий нет, внизу — озеро. Все-то надо спуститься на 300 метров. А вверх неизвестно сколько надо лезть, может быть километр, чтобы попасть между слоями.

СКР опубликовал кадры с места падения вертолета Ми-8 в Карелии

Смотрите видео по теме

Летчик-испытатель напоминает, что были полные сумерки, превратившиеся в ночь.

— А поближе к земле вы не понимаете, не видите, где находитесь. Бестеневое освещение не позволяет вам определить точно высоту. И вы входите в этот лед. 

Вадим Базыкин говорит, что обратил внимание на то, что обломки не развалены по площади, лежат кучно, в основном в одном месте. 

— Мне представляется картинка, что у них не было скорости. Это может быть только тогда, когда идет разрушение лопастей, либо происходит отказ двигателя, когда вы вынуждены гасить скорость. Полную картину в данном случае покажет даже не самописец, а, скорее всего, магнитофон. Потому что бортмеханик им стопроцентно что-то рассказывал. Он для этого и находится на борту, чтобы сообщать экипажу о проблеме с двигателями, что они не справляются с обледенением. Или, что лопасти не справляются с обледенением. Я думаю, что пленки уже расшифрованы, информация уже имеется.

Подводя итог, летчик-испытатель указывает на фактор плохой погоды. 

— Не знаю как в МЧС, но в гражданской авиации эта катастрофа считалась бы следствием ошибки экипажа. В любом случае — все замыкается на экипаж, а именно —на командира. Его командирство заключается в умении вовремя принимать решение. Надо было вернуться. И все у них было бы хорошо.

В Карелии разбился вертолет МЧС: кадры с места ЧП

Смотрите фотогалерею по теме

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*