«Надо либо на слом, либо в музей»: выяснилась возможная причина крушения «Антея» в Иваново

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов об упавшем Ан-22: «Ресурс выработан, запчастей не производят»

Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей» потерпел крушение в Фурмановском районе Ивановской области 9 декабря. По последним данным, на борту находились семь членов экипажа. Их судьба на данный момент неизвестна.

тестовый баннер под заглавное изображение

По предварительной информации оперативных служб, самолет совершал плановый облет после проведения ремонтных работ. Обстоятельства катастрофы выясняются. Согласно первым сообщениям, воздушное судно потерпело крушение в районе Уводьского водохранилища, фрагменты обнаружены на поверхности воды.

На место происшествия немедленно выехали подразделения МЧС, поисково-спасательные службы и следственные органы. Ведется работа по ликвидации последствий и установлению всех причин случившегося.

Ан-22 — уникальный советский турбовинтовой самолёт, первый в мире широкофюзеляжный воздушный транспортник такого класса и до сих пор самый крупный турбовинтовой самолет в истории. Его разработали в киевском ОКБ Антонова в 1960-х годах для стратегических перевозок тяжелой и крупногабаритной техники на межконтинентальные расстояния. Первый полет «Антей» совершил 60 лет назад, в 1965 году.

Самолет оснащен четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями, способен перевозить до 80 тонн груза на расстояние 5000 километров и благодаря уникальной конструкции шасси может работать с грунтовых аэродромов. За время эксплуатации Ан-22 сыграл ключевую роль во многих операциях по переброске войск, крупной техники, участвовал в войне в Афганистане, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в многочисленных гуманитарных миссиях.

Однако, как отмечают эксперты, парк этих самолетов, большей частью выпущенных более 50 лет назад, давно выработал свой ресурс. Поддержание их в летном состоянии сопряжено с огромными трудностями из-за морального и физического устаревания. В последние годы количество действующих Ан-22 стремительно сокращалось, по некоторым оценкам, до единиц. Ранее сообщалось о планах окончательно вывести эти самолеты из эксплуатации, заменив их на более современные Ил-76МД-90А.

Следственный комитет России начал доследственную проверку по факту катастрофы. Информация уточняется.

Как написал в своем канале эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, самолет уже был весьма стар и выведен из штата МО РФ, но его пытались продолжать использовать и после ремонта он отправился на летные испытания, где и упал. Погибшие пилоты успели отвести машину от населенной местности. «Когда ресурс вышел, надо либо на слом, либо в музей», – подытожил Рожин.

Ситуацию «МК» прокомментировал экс-заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По его словам, пока делать однозначные выводы о причинах катастрофы очень сложно и преждевременно. С момента происшествия прошло слишком мало времени.

– Мы знаем лишь внешние обстоятельства, которые могут служить ориентирами для расследования, но устанавливать причины будет специальная комиссия.

Что касается самого самолета, то это действительно легендарная машина — Ан-22 «Антей». Это огромный четырехдвигательный турбовинтовой военно-транспортный самолет, который долгие годы был надежной «рабочей лошадкой» военно-воздушных сил. Он успешно эксплуатировался для перевозки тяжелой техники и личного состава.

Однако важно понимать, что это самолет прошлого века. Его серийное производство давно прекращено. Как следствие, возникают серьезные проблемы с поставкой запасных частей, комплектующих и деталей для двигателей. Самолетный парк этих машин выработал свой первоначальный ресурс, и для продления срока службы требуются сложные и масштабные работы по восстановлению и модернизации.

Именно поэтому тот факт, что полет был испытательным и проводился после ремонта, становится ключевым в расследовании. Комиссии предстоит тщательно изучить, какие именно работы выполнялись на заводе, как проводились предполетная подготовка и само испытание.

Вероятнее всего, причина носит технический характер — отказ какой-либо системы, агрегата или двигателя, возможно, связанный с усталостью материалов или сложностями с ремонтной базой. Но повторюсь: это лишь предположение на основе известных фактов. Окончательный вердикт должна вынести комиссия, которая уже приступила к работе, и в ближайшее время мы, надеюсь, получим официальные выводы.

– По вашему мнению, не пора ли заменить эти самолеты на более современные?

– Да, этот самолет, безусловно, морально и физически устарел. Насколько мне известно, высшее командование военно-транспортной авиации еще пару лет назад заявляло о планах по окончательному выводу Ан-22 из эксплуатации в связи с выработкой ресурса.

Почему конкретно этот борт оказался в воздухе — предстоит выяснить. Возможно, его пытались поддерживать в летном состоянии для решения каких-то специфических задач, так как его уникальная грузоподъемность до сих пор востребована. Однако эта трагедия с новой остротой ставит вопрос о необходимости ускоренного обновления парка военно-транспортной авиации. Комиссия во всем разберется и предоставит общественности подробный отчет.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*