Путь из варяг в персы перекрыла бюрократия

В Самарской области тормозится строительство волжского порта на стратегической магистрали «Север – Юг»

На прошлой неделе в Москве прошел второй Каспийский экономический форум (КЭФ), собравший глав правительств России, Ирана, Казахстана, Туркмении и Азербайджана, а также лидеров бизнеса. На фоне диверсии на Керченском мосту идея создания нового транспортного коридора «Север – Юг» через территории дружественных России стран приобрела прямо-таки пугающую актуальность. Много вопросов вызвала позиция правительства Самарской области, от которого ждут конкретных действий для реализации концепции строительства нового мультимодального речного порта на Волге.

Форум – мероприятие на уровне правительств, но пролог к нему прозвучал в конце июня от президента России Владимира Путина в ходе шестого Каспийского саммита: «Многое, на наш взгляд, предстоит сделать для улучшения транспортно-логистической архитектуры региона. В первую очередь речь идет о выстраивании международного транспортного коридора «Север – Юг». Это поистине масштабный проект транспортной артерии протяженностью 7200 километров – от Санкт-Петербурга до портов Ирана и Индии».

Транспортная магистраль, о которой говорил президент, имеет геостратегическое значение для России, поскольку открывает уникальную перспективу регулирования международного судоходства между Каспием, Черным и Балтийским морями через свои внутренние водные пути. Волго-Каспийский, Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы – единственные возможности выхода в Мировой океан для стран Каспийского региона. И открытие этих путей для прохода судов под флагами иностранных государств – национальный приоритет на ближайшие годы.

Для этого в транспортной комиссии Госсовета была подготовлена программа Великого Волжского пути, а правительством в лице   Федерального агентства морского и речного транспорта в бюджете предусмотрено финансирование работ по углублению дна и расширению берегов акватории Волги к 2024 году. Реализация программы осуществляется под началом губернатора Астраханской области, которая считается опорной территорией в Каспийском макрорегионе, однако координация между соседними регионами будто бы отсутствует – в ходе панельных дискуссий на КЭФ консолидированная позиция Поволжья по поводу развития внутренних водных путей не прозвучала.

Вместе с тем в ходе форума впечатляющие планы помимо Астраханской области предъявила и Самарская область, для правительства которой за внебюджетные деньги была разработана концепция строительства нового мультимодального речного порта.

Концепция была представлена президентом Международного фонда инвестиционного сотрудничества (МФИС) Борисом Хрулем, который привлек ведущие российские проектные институты и технологические предприятия. Концепцией предусматривается строительство на условиях государственно-частного партнерства транспортно-логистического комплекса в устье реки Сок: к 2027 году на 52 гектарах земли планируется развернуть порт с минимальным перспективным грузооборотом 7,7 млн тонн.

Главным отличием Самарского порта от отраслевых аналогов должна стать интермодальная организация грузоперевозок, позволяющая сочетать преимущества всех имеющихся видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного. Таким образом, предусматривается присоединение инфраструктуры порта к федеральной трассе М5, международному аэропорту Курумоч и железнодорожному узлу Кинель, что позволит осуществлять бесперебойный оборот всех видов грузов в рамках экспорта и импорта.

В ходе презентации проекта Борис Хруль заявил о принципиальном согласии на участие в проекте ведущих российских банков, судоходных и строительно-инжиниринговых компаний, а также инвесторов из Китая, которые готовы объединиться в консорциум и заключить концессионное соглашение с правительством Самарской области.

«Формируется специальная проектная компания (SPV) – «Порт Самара», в рамках которой будут распределены доли участников проекта. Помимо китайских компаний CRCC IIG Ltd, CSCEC, CCCC возможность участия в проекте рассматривают Группа «ВИС», «Волжское пароходство», «Новоспасский элеватор», ПАО «Уралкалий», ООО «Витерра», – перечислил Хруль, обещая колоссальный мультипликативный эффект для Самарской области в виде строительства сопредельных объектов (завода по производству контейнеров, грузового терминала в аэропорту, элеватора для зерна, судоремонтного завода) и в перспективе увеличения годовой оборачиваемости грузов до 15 млн тонн.

При разработке концепции учитывался передовой опыт мультимодальных портов в Нидерландах и Китае, а CRCC подтвердила готовность покрыть 30% затрат на строительство порта, общая стоимость которого оценивается в размере 39 млрд рублей.

Также глава МФИС рассказал, что ведет переговоры с руководством китайской провинции Цзянсу об организации в КНР роуд-шоу в целях привлечения новых инвесторов.

А теперь главный вопрос – когда же начнется стройка? Отвечая на него, Борис Хруль указал на главное заинтересованное лицо – правительство Самарской области, которое выступило заказчиком концепции, но после ее получения в марте этого года так и не предприняло конкретных шагов по размещению предложений о заключении концессии.

Пассивную позицию чиновников глава МФИС связал с изменениями внешнеполитической конъюнктуры, а проще – с боязнью активных действий в условиях гибридной войны против России.

«В такой позиции нет потенциала. Сложно понять и принять такую парадигму – дескать, «не то время сейчас» или «время еще не пришло». Практика жизни показывает, что время не приходит никогда – оно только уходит», – заявил Хруль.

Надо заметить, что на недопустимость бюрократических проволочек неоднократно указывал и президент Владимир Путин.

«Хочу, чтобы меня услышали и на федеральном уровне, и коллеги в регионах, на местах: необходимо избавиться от любой волокиты, которая сбивает темп и затягивает реализацию транспортных проектов. Абсолютно недопустимо срывать сроки создания инфраструктуры. Напротив, важно, как уже говорил, форсировать запущенные стройки, а также максимально ускорить проработку и запуск новых инициатив в транспортной сфере!» – взывал к участникам майского совещания по развитию транспортного комплекса президент.

Очень странно, что в Самаре его не услышали.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*