«Волна пропуска идет огромным вертикальным фронтом»
На месте, где между 10-м и 11-м шлюзами Беломорканала в Карелии размыло временную перемычку, в круглосуточном режиме идут восстановительные работы. О том, что могло привести к трагедии, рассказал «МК» гидротехник, доктор технических наук, профессор РУДН Владимир Тетельмин.
Фото: Кадр из видео
— Беломорско-Балтийский канал — серьезное сооружение, которое строили еще во времена Сталина, — говорит профессор Владимир Тетельмин. — Канал соединяет Белое море с Онежским озером, его протяженность — 227 километров. Нужно было наладить сообщение между регионами. И такие сооружения, наряду с Волго-Балтийским водным путем, Волго-Донским судоходным каналом, были очень востребованы. Суда, баржи, которые идут по водному пути — это самый дешевый вид транспорта. Загрузил сразу тысячу тысяч тонн и неспешно все переправил.
Другое дело, как говорит эксперт, что все эти гидротехнические сооружения со временем приходят в негодность.
— Тому же Беломорканалу, который был построен силами заключенных Белбалтлага, уже 90 лет. Сооружение надо ремонтировать. Вот сейчас и ремонтировали один из шлюзов, который мог находиться в аварийном состоянии. Пока шел ремонт, шлюз, видимо, осушили. Чтобы его обезводить, возвели временную дамбу. А она, как оказалась, была «сделана на соплях». Временно и временно. Держалась, как говорится, на честном слове.
Профессор говорит, что прошла информация, что временную перемычку отсыпали из песка.
— А песок — это самая подверженная размыву субстанция. Образовался маленький ручеек, пошел через гребень. Размыв начал прогрессировать, пока не образовался большой проран и не смыло всю плотину.
Как говорит Владимир Тетельмин, вполне возможно, что одной из причин аварии могла стать некачественная экспертиза при подготовке проекта реконструкции.
— Проект могла сделать организация, которая не знает, что такое проектирование гидротехнических сооружений. Сейчас же на рынке работает много коммерческих контор- однодневок. Как говорится, «ни ухом, ни рылом» в этом деле, а получают лицензию на право проектирования. Хотя у нас есть серьезные организации, серьезные гидротехники, которые давно этим профессионально занимаются. И ни одна плотина не рушится, держат напор и по 100, и по 200 метров.
Эксперт вполне допускает, что в данном случае могли и без проекта начать работы.
— Возвели эту конструкцию. Песок где-то близко лежал в карьере. Вот и отсыпали. А тут дожди, летний паводок, увеличение расхода воды, — и в итоге такой вот печальный результат.
— Очевидцы рассказывали, что на поселок Шавань, расположенный около шлюза, обрушился огромный водяной вал.
— Волна пропуска идет огромным вертикальным фронтом. Достаточно трехметровой волны, чтобы там все смыло. А в данном случае, я думаю, что она была еще больше по высоте. Когда такой внезапный прорыв происходит, весь напор воды обращается в разрушительную энергию.