За 2019 год в Подмосковье было собрано и утилизировано 8100 тонн изношенных автомобильных шин. Сбор проходил в рамках программы “Шина-2019”, проведенной Фондом рационального природопользования при поддержке Министерства экологии и природопользования Московской области.
фото: pixabay.com
Только в Московской области ежегодно выбрасывается около 70 тыс. тонн старых покрышек. На фоне этой цифры 8 тысяч – не так уж много, но это те 8 тысяч тонн, которые получат вторую жизнь. Сегодня большая часть ненужных шин отправляется в лучшем случае на полигон, а в худшем – украшает леса и обочины дорог. Без переработки они разлагаются около ста лет. При разрушении из них выделяются цинк, хром, свинец, медь, кадмий и сера. Это токсичные вещества, которые останутся в почве, даже если убрать стихийную свалку. Позже они попадут в грунтовые воды.
На таких «резиновых» свалках часто случаются пожары. В этом случае густой черный дым будет содержать цианид, угарный газ и диоксид серы, очень опасные в высоких концентрациях. Если покрышек достаточно много, пожары длятся месяцы и даже годы. При недостатке кислорода и высокой температуре шины не горят, а медленно распадаются на более простые соединения в процессе пиролиза. Тушить такие пожары непросто из-за низкой теплопроводности резины.
Но! Старые шины можно переработать. На специальных заводах они измельчаются в резиновую крошку, которую используют как вторсырье. Мелкие частицы добавляются при производстве новых изделий из резины и битума, крупная крошка идет на производство резиновой плитки и спортивных покрытий. За семь лет существования программы «Шина» в пункты приема сдали более 5 миллионов покрышек, все они были направлены на переработку.
Сдать старые покрышки по программе может каждый автомобилист. Их, в отличие от шиномонтажных мастерских и автомоек, принимают совершенно бесплатно, однако привезти шины на пункт приема придется самостоятельно. Таких пунктов в Москве и Московской области более 60, их адреса можно найти на сайте Фонда рационального природопользования.