В Новый Иерусалим привезли картины из 30 музеев России

Азбука шедевра

На площади 2000 кв. м разместились 123 работы 81 русского художника, среди которых есть как знаковые, хрестоматийные, так и малознакомые широкой публике шедевры. Посетители выставки смогут увидеть картины Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Казимира Малевича, Василия Кандинского и многих других мастеров. Их предоставили 30 региональных музеев со всей страны — от Калининграда до Владивостока, так что для посетителей выставки это будет еще и своеобразный музейный тур по городам России.

Борис Кустодиев — «Купчиха, пьющая чай». 1923. Нижегородский государственный художественный музей.

ЦИТАТА

Вице-губернатор Наталья ВИРТУОЗОВА:

«У нас открывается одна из лучших выставок страны за последнее время. Хочу поблагодарить каждого директора музея, который откликнулся на нашу идею. «Азбука шедевра» — это отличный пример объективного комплексного взгляда на произведения великих русских художников, которые в большинстве своем не известны широкой публике. Думаю, что экспозиция будет интересна каждому».

«18 декабря мы открываем выставку «Азбука шедевра» в музее «Новый Иерусалим» — в этом году это главное событие губернаторского проекта «Зима в Подмосковье». Представленная экспозиция вызывает огромный интерес и является очень значимой. Она интересна по содержанию, поскольку позволяет жителям и гостям Подмосковья увидеть произведения, которые хранятся в фондах региональных музеев нашей страны», — сообщила вице-губернатор региона Наталья Виртуозова.

По ее словам, «Азбука шедевра» — это отличный пример объективного комплексного взгляда на те произведения великих русских художников, которые в большинстве своем неизвестны широкой публике. Хотя авторы этих картин обладают потрясающей техникой исполнения и высочайшим мастерством.

«Такие шедевры, как «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Колхозное изобилие» Бориса Щербакова, «Старая мельница» Василия Поленова, — часть русской души и нашего культурного кода. Думаю, что экспозиция картин «Азбуки шедевра» будет интересна каждому посетителю музея», — сказала она.

Василий Кандинский — «Импровизация №209». 1917. Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова.

Министр культуры Московской области Елена Харламова рассказала, что подготовка этого всероссийского выставочного проекта длилась два года. Это было насыщенное творческое взаимодействие с региональными музеями страны, в результате которого жители и гости подмосковной Истры смогут увидеть более сотни работ лучших живописных полотен. Как отметила министр, по ним можно изучать историю русской живописи с ее яркими эпизодами и образами.

«Это самый амбициозный проект музея, — говорит Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим». — Он родился в результате сотрудничества именно региональных, а не крупных столичных музеев. Мы постарались показать нашим гостям целый спектр интереснейших работ лучших русских живописцев, собранных со всей России. Причем работ не столь «насмотренных» и знакомых, как произведения, представленные в экспозициях музеев Москвы или Санкт-Петербурга. В этом уникальность выставки».

Но ее уникальность не только в этом, а еще в потрясающем образовательном эффекте. Казалось бы, как можно объединить произведения совершенно разных авторов, периодов и эпох, если из общего у них только то, что все они были созданы художниками из России? Вот знакомые со школьной скамьи «Купчиха» и «Русская Венера» Бориса Кустодиева, рядом меланхоличные пейзажи «Закат» Архипа Куинджи и «Старая мельница» Василия Поленова, а рядом работы совсем из другой «оперы» — «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Импровизация №209» Василия Кандинского. Что у них общего?

Но связь есть, и она становится понятной, когда понимаешь концептуальное построение выставочного пространства. Его объединяют тридцать три буквы русского алфавита. Они являются своеобразным навигатором по выставке. А в качестве основного визуального элемента оформления выбраны кубики — отсюда и метафора азбуки, с помощью которой дети учатся читать, только в данном случае читать язык искусства учатся посетители выставки.

Каждой букве соответствует тематический раздел экспозиции, который объединяет произведения разных авторов и эпох. Всего тридцать три главы, каждая получила название от своей буквы: Б — беспредметность, В — воздух, Г — глубина, З — зеркало, О — орнамент, Ф — фактура и так далее.

Исаак Левитан — «Лесистый берег. Сумерки». 1892. Государственное бюджетное учреждение культуры «Тверская областная картинная галерея».

Исследователь русского авангарда и научный консультант выставки Андрей Сарабьянов объясняет, что одна из идей кураторов выставки состоит в том, чтобы открыть перед зрителем неожиданные смыслы, заставить его прочитать подтексты, показать новый взгляд на привычные вещи, словом, преодолеть традиционность. Этот прием открывает перед посетителями новые горизонты для восприятия. Потому что понимание искусства происходит не только через эмоции, но и через знания. Термины из области искусствоведения учат понимать живопись. В этом и состоит, по кураторскому замыслу, еще одна цель выставки.

«Я сторонник того, чтобы как можно больше выставок проводилось не в столицах, а в регионах, где есть замечательные музейные пространства, такие, как музей «Новый Иерусалим». Эта выставка действительно очень оригинальна, и похожую я, пожалуй, не припомню. Она соединяет в себе элементы обучения с возможностью просто насладиться прекрасной живописью, безусловным эстетическим удовольствием для глаз», — отметил он.

Кстати, о методах и средствах обучения — часть кубов содержат сценографические и мультимедийные инсталляции. Например, рядом с картиной «Импровизация №209» Василия Кандинского посетители услышат оригинальную музыку, написанную современным композитором специально к этой работе. Известно, что Кандинский исследовал отношения между звуками, цветом и формами, создавая свои абстрактные полотна как отражение музыки. В данном случае был пройден обратный путь, музыкальное произведение создавалось на основе художественного.

«Главы» выставки не подчинены хронологии и существуют отдельно друг от друга, предлагая посетителю более широкое видение, культуру восприятия и внимательное смотрение живописи. Под каждую букву от А до Я кураторы выставки подобрали произведения разных авторов, порой даже разных эпох, которые на первый взгляд сложно представить в одном пространстве, рамках одной выставки. Однако вкупе именно этот неожиданный синтез и позволяет максимально колоритно раскрыть каждую тему.

Казимир Малевич — «Косарь». 1911–1912. Нижегородский государственный художественный музей.

«Заглавная цитата выставки, позаимствованная нами у Василия Кандинского, объясняет многое в подборе работ и их сопоставлении: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров». Мы стремились выявить это столкновение как постоянный процесс поисков, не занимать ту или иную сторону. Время идет, новаторское становится устаревшим, давно забытое запускает новую волну изменений. И этот процесс постоянен. Бурлящий мир живописи», — говорит Ксения Новохатько, участник проекта, отвечающая за концепцию, подбор экспонатов и инсталляции.

Интересно наблюдать не только, как взаимодействуют работы художников внутри одной буквы (одного термина), но и как происходит «перекличка» этих терминов друг с другом. «Беспредметность», «Воздух» и «Глубина» раскрывают не только свои собственные темы, но, дополняя друг друга, демонстрируют одно из основных концептуальных противостояний.

Например, идеологи беспредметности считали воздушную перспективу, поглощающую цвета и объемность предметов, основными факторами реалистического искусства, врагами нового, «чистого», беспредметного творчества. Поэтому супрематическую композицию Казимира Малевича на выставке окружают лучшие образцы реалистического пейзажа, кисти Поленова, Левитана, Жуковского, ведь они достигли высшего мастерства в передаче воздушного пространства.

А раздел «Глубина» демонстрирует поиски таких художников, как Фальк, Шишкин, Куинджи, они работали с «третьим измерением» в своих картинах на материале пейзажа.

Сквозная линия выставки раскрывает тему музейных исследований и работы музейных сотрудников, большая часть которой обычно остается за кулисами. Для авторов проекта важно говорить не только о художниках, но и о тех людях, благодаря которым шедевры сохраняются, а также о музее как самостоятельной вселенной, где они продолжают свою жизнь.

СПРАВКА “МК”

На выставке можно будет приобрести каталог и серию сувенирной продукции. Также для посетителей готовится обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия. Выставка «Азбука шедевра» продлится до 19 июня 2022 года. Дополнительная информация о работе музея «Новый Иерусалим» на сайте njerusalem.ru.

МЕЖДУ ТЕМ

Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЕВ подчеркнул популярность проекта «Зима в Подмосковье».

«В регионе для наших жителей и гостей в рамках проекта «Зима в Подмосковье» открыты великолепные выставки. Особой точкой притяжения являются легендарные усадьбы. Так, уникальна усадьба в Зарайске, куда Достоевский ездил к своей маме, те усадьбы, где написали свои великие произведения Чайковский и Чехов. Все это популярно!» — отметил губернатор.

В Московской области в четвертый раз стартовал проект «Зима в Подмосковье». В рамках проекта подготовлено свыше 500 мероприятий! Для жителей и гостей региона будут работать уникальные выставки в музеях, бесплатный каток в парке «Патриот» и множество площадок для активного отдыха. Уже ждет гостей недавно открывшаяся после реставрации усадьба «Даровое» в Зарайске.

Туризм в Подмосковье продолжает развиваться быстрыми темпами и является важной отраслью экономики региона.

«Мы видим приток малого бизнеса в этой сфере, — сказал губернатор. — Это очень заметная доля экономики: организованный туризм приносит и удовольствие, и доход».

Напомним, что туристический потенциал Подмосковья составляет около 20% общего потенциала России! И регион действительно пользуется популярностью у путешественников. По предварительным подсчетам, турпоток за 2021 год составит более 13,7 млн человек!

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*