Рынок труда, где свои условия диктовал работодатель, за последние годы трансформировался в России в рынок соискателя. Причин этому несколько. С одной стороны, российская экономика наконец-то выходит из кризиса 2014–2015 годов. Программа отечественного импортозамещения стабильно набирает обороты, поэтому во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства остро не хватает квалифицированных кадров. А с другой стороны — трудоспособного населения с каждым годом становится все меньше. И виновата в этом демографическая яма 90-х. В Московской области давно предвидели эти проблемы: в регионе разработана и успешно действует многоступенчатая система профессионального образования.
фото: Александр Щемляев
Драйверы профессий
О том, что нужно повышать престиж рабочих профессий среди молодежи, в последние годы говорится много. Причем на самом высоком государственном уровне. Даже Президент России уделил этой проблеме особое внимание. В частности, он отметил позитивную роль чемпионатов среди молодых профессионалов, которые «становятся ориентиром для учреждений среднего профессионального образования», — так сказал Владимир Путин про WorldSkills Russia.
В Подмосковье это тоже прекрасно понимают и предпринимают всесторонние меры поддержки профессионального образования молодежи. О чем свидетельствуют высокие результаты, полученные региональной командой на VI Национальном чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) 2018». Недаром сборную Московской области, занявшую третье место в общекомандном зачете, поздравлял с победой лично губернатор региона Андрей Воробьев.
«Вы очень достойно выступили, 54 из 72 участников получили медали. Достойно представляли Подмосковье в Южно-Сахалинске. Я думаю, что мы вместе должны подумать, обсудить и предпринять дополнительные усилия, чтобы наша производственная база была еще более внушительной, мощной, чтобы добиваться более высоких мест, но сегодня хочу поздравить вас», — сказал он.
А на днях в области завершился V региональный чемпионат «Молодые профессионалы». В соревнованиях на 28 площадках участвовали более 1000 студентов и школьников. Ребята сражались по 146 профессиональным компетенциям, продемонстрировали свое мастерство в различных профессиональных сферах, среди которых — информационные и коммуникационные технологии, творчество и дизайн, промышленное производство и другие.
По словам первого заместителя председателя правительства Московской области, министра образования Московской области Ольги Забраловой, опыт, полученный участниками во время чемпионата, будет полезен при построении будущей профессиональной карьеры, достижении новых горизонтов и побед.
Она добавила, что команда лучших молодых профессионалов Подмосковья будет отстаивать честь Московской области в финале национального чемпионата в Казани — он пройдет с 20 по 24 мая 2019 года.
СПРАВКА “МК”
В финале VI национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) 2018», который проходил в Южно-Сахалинске с 8 по 12 августа, команда Московской области заняла 3-е место, завоевав 54 медали. Из них 19 — золотых, 11 — серебряных, 17 — бронзовых, 7 медалей «За профессионализм».
Кем быть?
Выбор будущей профессии — пожалуй, одни из самых важных поступков в жизни человека. Проблема в том, что принимать такое ответственное решение приходится подросткам, у которых совсем небольшой жизненный опыт. Поэтому задача взрослых — помочь им найти дело своей жизни и не ошибиться. Достигается эта цель разными методами. Например, в подмосковных школах очень популярны встречи школьников с успешными людьми — представителями наиболее востребованных сегодня профессий. Эксперты проводят мастер-классы, знакомят ребят с особенностями своих специальностей.
С 19 ноября по 3 декабря 2018 года во всех регионах страны проходит акция «Всероссийская профдиагностика-2018» — она позволит старшеклассникам России определиться с выбором будущей профессии.
«Лидеры по количеству зарегистрировавшихся школьников — это Московская область, Краснодарский и Ставропольский края. Количество участников от Подмосковья превышает 46 тысяч школьников. Это абсолютный рекорд за все три года проведения акции», — рассказала журналистам руководитель программы по развитию системы ранней профориентации «Zaсобой» Наталья Алиева.
О том, что система профориентации в Подмосковье работает эффективно, говорят и данные министерства образования Московской области: больше половины школьников после окончания 9-го класса выбирают учреждения среднего профессионального образования, и почти 90% выпускников подмосковных колледжей, техникумов и училищ, обучавшихся по целевым договорам, трудоустраиваются после выпуска.
Помогает в этом то, что министерство образования региона тесно сотрудничает с крупнейшими предприятиями, расположенными на территории области. С помощью работодателей:
— разработан перечень профессий и специальностей «ТОП-Регион» для подготовки кадров в сфере энергетики, сельского хозяйства и логистики;
— создана автоматизированная информационно-аналитическая систем «Кадры Подмосковья» для сбора и анализа кадровых потребностей Московской области, в которой зарегистрировано более 6 тысяч работодателей;
— в 2018 году на 40% увеличены бюджетные места на профессии (специальности) в приоритетных отраслях экономики Подмосковья — таких, как оборонно-промышленный комплекс, строительство, сельское хозяйство, транспорт, промышленное производство.
Кстати, потребности ранка труда совпадают с выбором абитуриентов: на 100 бюджетных мест по приоритетным специальностям было принято от 180 до 290 заявлений. Наиболее востребованными у абитуриентов являются такие направления подготовки, как информационные технологии, авиастроение, машиностроение.
Учиться никогда не поздно
Недавно в Подмосковье на базе Сергиево-Посадского колледжа открылся специализированный центр компетенций — он стал 19-м по счету в регионе. Первый зампред областного правительства Ольга Забралова отметила: «Статус специализированного центра по компетенции «Малярные и декоративные работы» Сергиево-Посадский колледж получил в рамках пятого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который проходит в Московской области. В данных центрах специалисты повышают уровень подготовки к чемпионатам профессионального мастерства».
Действительно, статус специализированного центра по компетенции присваивается лучшим организациям профессионального образования России. Для этого учреждению необходимо соблюдать ряд требований, среди них: наличие инфраструктуры и оборудования по компетенции, соответствующих международным стандартам WorldSkills; высокие результаты в чемпионатном движении WorldSkills; наличие сертифицированного эксперта в числе преподавателей образовательной организации.
«Центры располагают современным оборудованием, в них реализуются передовые образовательные программы, отвечающие требованиям работодателей», — подчеркнула Забралова.
Еще один способ, как можно насытить рынок высокопрофессиональными кадрами, — это привлекать непосредственно к обучению студентов самих работодателей.
В рамках трехстороннего государственно-частного партнерства, когда участвуют органы государственной власти, учреждения образования и бизнес, 20 образовательных организаций осуществляют подготовку кадров для крупных предприятий Московской области. Среди них: аэропорт «Домодедово», международный аэропорт «Шереметьево», Объединенная авиастроительная корпорация, а также иностранные компании «Кнауф Гипс», «ФМ Ложистик Восток», «Мерседес-Бенц».
Обучение студентов осуществляется по 19 профессиям и специальностям с учетом таких требований, как внедрение современных технологий производства, увеличение сроков прохождения практики, обеспечение условий договора о целевом обучении (гарантированное трудоустройство и выплата дополнительной стипендии). Немаловажный факт: более 3 тысяч студентов получают стипендии от работодателей за особые достижения в освоении будущей профессии/специальности.
Кроме этого, правительство Московской области распорядилось создать в 2019 году Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) — он разместится на базе колледжа «Энергия» в Реутове. Целью его создания является обеспечение современного качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для приоритетных отраслей высокотехнологичного производства. Необходимость создания центров опережающей профессиональной подготовки предусмотрена в перечне поручений Президента России.
Продолжительность обучения в Центре опережающей профессиональной подготовки не превысит 6 месяцев. Образовательные программы составят с учетом мировых трендов и новых технологий, они будут гибкими, практико-ориентированными, адаптированными под конкретного заказчика.
На базе ЦОПП также будут вести мониторинг кадровых потребностей региона, профориентацию школьников, итоговую аттестацию обучающихся по программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В рамках государственно-частного партнерства с предприятиями реального сектора экономики:
✔ заключено более 5 тысяч договоров о социальном партнерстве;
✔ на базе предприятий реального сектора экономики создано 36 учебных площадок, что составляет 6066 учебных мест;
✔ 10% педагогических работников различных категорий прошли стажировку на предприятиях;
✔ 37% студентов обучается по практико-ориентированным программам;
✔ 30% студентов обучается на основе договора о целевом обучении.
МЕЖДУ ТЕМ
В учреждениях профобразования Московской области обучается более 2000 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, для которых создаются все условия: доступная среда, адаптированные программы, возможности дистанционного обучения. В 2017 году Балашихинский техникум получил статус базовой организации по инклюзивному профессиональному образованию инвалидов и по итогам конкурсного отбора стал получателем федеральной субсидии.