Американские пилоты сообщали о случаях сближения с вертолётами за несколько лет до трагедии
Уполномоченные службы США продолжают выяснять причины столкновения военного вертолёта с пассажирским самолётом недалеко от аэропорта имени Рональда Рейгана в Вашингтоне. CNN в это время изучил федеральные отчёты об инцидентах за три года до нынешнего столкновения воздушных судов. Выяснилось, что по меньшей мере два пилота сообщали о сближении с вертолётами при посадке в этом же аэропорту.
Фото: AP
тестовый баннер под заглавное изображение
В двух случаях пассажирским самолётам пришлось предпринять манёвр уклонения, чтобы избежать столкновения с вертолётом при попытке приземлиться в аэропорту Рейгана. В ещё одном инциденте, согласно отчётам, слишком близко друг к другу оказались два военных вертолёта.
Всего за день до рокового столкновения другой самолёт, приближавшийся к Рейгану, был вынужден прервать посадку и уйти на второй круг после того, как вертолёт пролетел рядом с его маршрутом, согласно аудиозаписи диспетчерской службы.
Эти случаи, отмечает CNN, наверняка привлекут ещё больше внимания после катастрофы над рекой Потомак в среду вечером. Несмотря на то, что поисковые мероприятия всё ещё ведутся, предполагается, что никто в результате авиакатастрофы не выжил. На борту самолёта находилось суммарно 64 человека, в вертолёте – трое военнослужащих, которые совершали учебный полёт.
В момент столкновения один авиадиспетчер в Рейгане контролировал и вертолёты, и самолёты одновременно, сообщил источник в управлении воздушным движением. Обычно эту работу выполняют два человека. Однако же источник CNN сообщил, что нередко на практике этим занимается один сотрудник.
Предварительный отчёт Федерального управления гражданской авиации показал, что укомплектованность диспетчерской вышки аэропорта «не соответствует норме для этого времени суток и объёма трафика», сообщила в четверг газета New York Times.
Это соответствует проблеме, отмеченной в одном из предыдущих отчётов о почти происшедших катастрофах в 2022 году. Диспетчер тогда заявил, что в диспетчерской вышке аэропорта не хватает персонала.
Эксперты по авиации утверждают, что регион Вашингтона представляет собой невероятно сложное воздушное пространство для навигации. Ограничения на полёты, введённые после 11 сентября, блокируют воздушное движение вблизи правительственных зданий. Военные и правительственные вертолёты регулярно пересекают этот район, а самолёты постоянно взлетают и приземляются в аэропорту Рейгана, где располагается самая загруженная взлётно-посадочная полоса в стране.
В последние годы предложения об увеличении числа рейсов в аэропорт также стали причиной ожесточённых политических баталий: некоторые законодатели ранее утверждали, что аэропорт чрезмерно перегружен, и предупреждали о возможных последствиях для безопасности. Те, кто знаком с романом Артура Хейли «Аэропорт», найдут в этой реальной трагической истории немало пересечений с сюжетной линией книги.
Самая смертоносная авиакатастрофа в США с 2001 года может привести к изменениям в маневрировании самолетов в Вашингтонский аэропорт имени Рональда Рейгана (DCA) или, возможно, к более масштабным реформам.
Предыдущие опасные сближения самолётов и вертолётов в аэропорту DCA были подробно описаны в базе данных Системы отчётности по безопасности полётов NASA.
В апреле 2024 года пилот коммерческого пассажирского самолёта написал, что при снижении в DCA экипаж получил предупреждение о движении и предупреждение системы предотвращения столкновений, показывающее вертолёт «примерно в 300 футах под нами». Согласно отчёту, экипаж «предпринял действия по уклонению», а затем смог нормально приземлиться, пролетев над вертолётом.
Пилот написал, что экипаж самолёта не получал предупреждения о движении от управления воздушным трафиком.
В другом инциденте в октябре 2022 года пилот пассажирского самолёта сообщил, что во время снижения в аэропорту DCA система предотвращения столкновений самолета предупредила экипаж об опасном сближении и дала команду «набирайте высоту сейчас». Самолёт прервал посадку, сделал круг и успешно приземлился со второй попытки.
В обоих случаях пилоты сообщали, что не видели вертолёт, от которого находились всего в нескольких футах.
Третий инцидент в базе данных, о котором сообщил авиадиспетчер, работающий в DCA, описывает «воздушный конфликт» между двумя военными вертолётами вблизи аэропорта в сентябре 2022 года.
Два вертолёта приблизились слишком близко друг к другу в тот момент, когда «не хватало персонала, чтобы заполнить все позиции в кабине вышки».
Совсем недавно рейс 4514 авиакомпании Republic Airways прервал посадку при приближении к ВПП 19 после того, как диспетчерская служба предупредила его о сближении с вертолётом.
Помимо этих случаев, в этом же аэропорту были зафиксированы случаи риска столкновения самолётов во время посадки или взлёта.
В прошлом году Конгресс одобрил законопроект, добавляющий пять новых рейсов туда и обратно в аэропорт Рейгана, несмотря на возражения законодателей из региона и некоторых правозащитных групп, которые утверждали, что аэропорт и так слишком перегружен, и высказывали опасения по поводу безопасности в связи с дополнительным трафиком.
Несколько законодателей указали на случаи, когда самолёты в аэропорту DCA едва не сталкивались друг с другом в марте 2023 года и апреле 2024 года, выступая против расширения аэропорта, который и без того принимает рекордное количество пассажиров.
За пределами Вашингтона эксперты уже много лет бьют тревогу по поводу растущей нагрузки на авиационную систему и растущего числа опасных ситуаций в аэропортах по всей стране. В прошлогоднем отчёте FAA было установлено, что на станциях управления воздушным движением по всем Соединённым Штатам не хватает для полной укомплектованности примерно 3 тысяч диспетчеров.