Империя развлечений

Империя развлечений

Борис Мячин

Главный редактор Tricolor TV Magazine

В погоне за рублем: как кино, телевидение, футбол и компьютерные игры делят наш кошелек

Чтобы посмотреть новый телесериал или поиграть в мобильную игру, россияне ежегодно тратят миллиарды рублей. Но знаете ли вы, за какие именно развлечения мы платим и сколько? Разрушение привычных стереотипов – в специальном материале Tricolor TV Magazine.

Империя развлечений

Главный критерий популярности – реальный объем аудитории и доходы от продаж

Древние римляне хорошо знали, что народу нужны хлеб и зрелища. Однако уже в Средневековье произошло то, что рыночные аналитики называют «увеличением потребительского спроса»: люди почему-то решили, что к пресному хлебу и бобам было бы неплохо добавить соль и пряности, а кровавые драки в Колизее разнообразить рыцарским турниром для прекрасных дам. С развитием цивилизации число развлечений только увеличивалось. В итоге к концу второго десятилетия XXI века мы имеем высококонкурентный рынок энтертейнмента, и в поисках хорошего развлечения можем выбирать из нескольких вариантов: кино, театр, ТВ, футбол, компьютерные игры и т.д.

При этом потребители, как правило, не могут адекватно оценить популярность того или иного способа веселого времяпровождения. Футбольному болельщику кажется, что за сборную России болеет вся страна, а киноман думает, что люди часто ходят в кино. Это – заблуждение. Многие не любят футбол и не ходят в кинотеатры, и единственным критерием справедливой оценки являются реальные цифры аудитории и доходов от продажи билетов, абонементов и подписок. Давайте внимательно посмотрим эти цифры, по российскому рынку.

КИНО

Империя развлечений

Вопреки распространенному мнению, ведущему свое происхождение с расхожей фразы Ленина «пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», кинотеатры не являются самым популярным способом потребления видеоконтента в России. Кассовые сборы кинопрокатчиков в РФ в 2016 году составили всего 48 млрд рублей. «Всего» – потому что еще несколько лет назад Россия входила в десятку крупнейших кинопрокатных рынков мира. Однако в 2015 году посещаемость и доходы упали. Причина снижения сборов – экономический кризис, существенно ослабивший рубль и ухудшивший потребительскую способность. В 2016 году посещаемость немного подросла – на 12,3%, но доходы продолжили падение. Россияне не готовы платить 300-400 рублей за разовое посещение кинотеатра, предпочитая ему более дешевые телевидение и интернет.

ТЕАТРЫ

Империя развлечений

Классический театр, напротив, показывает в последние годы отличную динамику. В 2016 году кассы театры продали билетов на 22,3 млрд рублей, что на 69% больше по отношению к 2012 году. Происходит это во многом благодаря активной поддержке Министерства культуры РФ, которое инвестирует в инфраструктуру, в реставрацию зданий и т. д. Объем инвестиций можно оценить по нашумевшему делу «Гоголь-центра», но дело в другом: российский театр в последнее время, действительно, показывает очень хорошую выручку, по сравнению с плачевным состоянием в начале нулевых. Цены на билеты, понятное дело, разнятся: в престижных театрах Москвы и Санкт-Петербурга билеты будут стоить от 500-600 рублей, в провинциальных театрах – дешевле.

ФУТБОЛ

Империя развлечений

Российский футбол – в тяжелейшем кризисе. Для начала, впервые за 16 лет чемпионат России выиграл «Спартак» на фоне проседания «Зенита» и ЦСКА, что само по себе должно насторожить экспертов. Во-вторых, ситуацию с доходами от продажи прав на телетрансляции можно охарактеризовать простым и емким словом «катастрофа». В то время как во всем мире эти доходы растут, в России фактические доходы РФС по этой статье – в пять раз меньше запланированных показателей! В-третьих, невзрачный, незрелищный футбол приводит к падению посещаемости стадионов. В сезоне-2012/13 средняя посещаемость матча РФПЛ была 13 027 человек за игру, а в сезоне 2016/17 – 11 415 человек. Согласно отчету УЕФА, в 2014 году клубы РФПЛ заработали на билетах и абонементах в общей сложности 28 млн евро – тогда это было около 1,4 млрд рублей. Это в 25 раз меньше, чем зарабатывают клубы в Англии. Вывод: российский футбол не интересен массовому зрителю, и виноваты в этом спортивные менеджеры, которые, может быть, и умеют продавать игроков в Китай, но не умеют продать билеты собственным болельщикам.

ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЫ

Империя развлечений

Казалось бы, если люди неохотно идут на стадионы и в кинотеатры, может быть, тогда они смотрят видео в интернете? Ведь существуют и онлайн-кинотеатры, и сайты, где можно купить спортивные трансляции. Однако, как выясняется, россияне тратят на аренду или покупку онлайн-видео в разы меньше расходов на кинотеатры или телевидение. По самым смелым расчетам аналитического агентства J’son & Partners, весь российский рынок онлайн-видео составляет 11,18 млрд рублей, причем более 60% этой цифры – доходы онлайн-кинотеатров по модели AVOD (видео с просмотром сторонней рекламы), а собственно продажи интернет-пользователям составляют всего 4,48 млрд рублей. Очевидно, статистику портят многочисленные пиратские сайты, которые затрудняют развитие легальных видеосервисов.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Империя развлечений

И ведь нельзя сказать, что пиратов победить нельзя. Хороший пример сегмента индустрии развлечений, которая успешно избавилась от влияния «черного рынка» – компьютерные игры, и свидетельство тому – блестящие результаты прямых продаж. Согласно оценкам того же агентства J’son & Partners, в 2016 году объем российского рынка игр составил 97,5 млрд рублей, при этом среднегодовой рост в последние 4 года составлял фантастические 27,68%! Наибольший рост показали рынки мобильных и ПК игр, которые росли на 37,2% и на 33,3% в год, многопользовательские и социальные игры показали ежегодный рост на 24,5% и 29,9% соответственно. А ведь еще лет 10 назад россияне в основном пользовались пиратскими дисками с компьютерными играми.

ПЛАТНОЕ ТВ

Империя развлечений

Главным поставщиком развлекательного видео россиянам было, есть и остается телевидение. Вопреки распространенным в интернете мифам, телевидение не умирает, а напротив, стремительно развивается. Еще в 2005 году проникновение платного ТВ в России было незначительным – всего лишь порядка 5% россиян имели доступ к Pay TV. По итогам же 2016 года число россиян, оплачивающих услуги «Триколор ТВ», «Ростелекома» и других операторов, составило около 73% всех домохозяйств в стране, а доходы этих операторов в 2016 году составили 73,7 млрд рублей (данные агентства «ТМТ Консалтинг»). И это только абонентская плата, не включающая доходы от рекламы крупнейших российских телеканалов вроде «Первого канала» или ТНТ. Не менее 61% россиян смотрит телевизор ежедневно. Причина такой верности телевизору, во-первых, в высоком качестве видеоконтента (телеканалы регулярно снабжают зрителей новыми шоу и сериалами), а во-вторых – в стоимости услуги. По сравнению с теми же кинотеатрами телевидение существенно дешевле – россияне платят за ТВ в среднем 152 рубля в месяц. Т. е. потребители в итоге голосуют кошельком, выбирая тот тип медиапотребления, который им максимально выгоден.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*