Еще в полях белеет снег, а крестьяне уже думают о предстоящей посевной. В Подмосковье на поля выйдут около 7 тыс. единиц сельхозтехники, сообщают в региональном минсельхозе. На 79 тракторов больше, чем в прошлом году. Также пополнение ожидается по плугам, культиваторам и сеялкам. В общем, железный конь пришел на смену крестьянской лошадке.
Ну, а каково самой рабочей лошадке, то есть фермерам? Ведь именно у них можно разжиться натуральной, без химических примесей едой.
фото: pixabay.com
Общим трендом у подмосковных растениеводов на нынешнюю посевную, скорее всего, будет капуста. Сегодня она идет по 30-40 рублей за килограмм, в 4 раза дороже, чем год назад. Значит, весной следующего года на ней можно будет хорошо заработать — такова логика.
Однако в аграрных штабах опасаются, что частные и общественные хозяйства вряд ли разбогатеют. Что будет дальше — предугадать несложно, это мы уже проходили не раз. Все кинутся выращивать капусту, в уборочную страду цены на нее рухнут ниже плинтуса (осенью 2018 года она стоила вообще по 3 рубля за кило) и крестьяне ничего не получат.
– Нет у нас долгосрочного прогнозирования,- говорят в районных ассоциациях.- Конъюктуру приходится ловить на ходу. То картошки много посадим, при перепроизводстве она стоит копейки, то рапса…
В общем и целом, в конкуренции с грозными агрохолдингами малоземельные фермеры ищут свою нишу, так сказать, место под солнцем.
Казалось бы, шансов в этом противостоянии у них никаких — где им до крупных сельхохпроизводителей? Вот, смотрите: отдельных дотаций на ГСМ, минеральные удобрения, как было раньше, не предусмотрены. Все льготы крестьянам сегодня сведены в погектарную поддержку. А она всего-то 400 рублей на гектар, курам на смех.
Льготный кредит для фермеров под 3,5 % годовых, о котором так много разговоров, попробуй получи. Банкам, как гарантия возврата, нужна ликвидность. А в качестве надежного залога они признают только городскую квартиру. Земля, даже усадебный дом фермера — это уже не катит.
Кто рискнет квартирой, если из-за капризов погоды не сможет вернуть кредит?.
– Так как же вы выживаете в этих условиях?- удивляюсь я.- Тут лучше от сельхозпроизводства держаться подальше!
Оказывается, в разных регионах страны ситуация совершенно разная. В Московской области тоже символическая погектарная поддержка, тоже не получить льготный кредит (а коммерческий — невыгодно), и местные фермеры, как и их собратья из соседних областей, тоже «ловят конъюктуру», по этой причине часто остаются у разбитого корыта.
– Но у нас созданы разные механизмы поддержки фермеров,- рассказывает глава подмосковного фермерского союза Василий Тимофеев.- В регионе есть фонд микрофинансирования, под 9,5 %, почти в два раза дешевле, чем брать коммерческий кредит. Его получить куда проще, чем льготный. Еще действует фонд господдержки Московской области. Он может внести в кредитную организацию до 70 % залоговой стоимости. Тоже нам в помощь. Кроме того, разработана и действует программа агролизинга по приобретению новой техники. С отсрочкой платежа на 6 месяцев и под ставку 3 % годовых. Это выгодно.
Наконец, в Подмосковье для мелких сельхозпроизводителей на три года установлен единый сельхозналог в размере… 0 %! Это значит, что если ты в конце года реализовал выращенный урожай, к примеру, на 10 млн. рублей, то не заплатишь с него ни копейки.
С чем связана такая отеческая забота о крестьянине?
Скорее всего, эта забота в первую очередь продиктована желанием властей вывезти из тени реальный оборот земли и товара, которым ворочают подмосковные фермеры. Ведь сегодня многие из них скрывают эти данные, чтобы не платить налоги по полной программе. Это общая тенденция российского бизнеса — не только сельского. А здесь их вовсе освободили от этого тяжкого бремени.
– Но по большому счету в «плюсе» окажется все село,- считают умудренные фермеры.- Краткосрочные кредиты под посевную компанию банки выделяют в пределах 50 % от торгового оборота заявителя. Если крестьянин скрывал, уменьшал объемы, то и денежек под посевную он получит всего ничего. А после 2021 года у него появится возможность развернуться по-настоящему, укрепить свою материально-техническую базу.
Но если радость на всех одна, на всех и беда одна. Цены на сельхозпродукцию от мелких производителей растут куда медленнее, чем на энергоресурсы. Похоже, что с этой проблемой не в силах справиться ни бог, ни царь и ни герой…