Поломки в автомобиле, которых ни в коем случае не должно быть!
Как правило, любой поломке автомобиля предшествуют различные нарушения в его работе. Кроме того, существуют определённые контрольные параметры ряда узлов и агрегатов, периодическая оценка которых позволит предотвратить такую неприятную ситуацию. Уделив немного времени своему автомобилю, вы не только избежите серьёзных трат в будущем, но и повысите безопасность езды. Перечислим основные неисправности, которые могут быть предвестниками серьёзной поломки или даже аварии.
10. Ржавчина
Начнём с такого, казалось бы, безобидного случая, как появление следов коррозии металлических элементов. Разумеется, при возникновении ржавчины теряется эстетическая привлекательность автомобиля, но гораздо опаснее ситуация с силовыми элементами кузова, которые скрыты от посторонних глаз, поскольку запущенный процесс коррозии приводит к ослаблению и разрушению ряда узлов, теряется структурная жёсткость кузова, что приводит к гораздо более серьёзным последствиям при аварии. Кроме того, стоит понимать, что любой агрегат в машине способен полноценно работать только в том случае, если он имеет надёжное крепление.
Таким образом, периодическая проверка наличия очагов коррозии должна касаться, в первую очередь, не наружных кузовных панелей, а днища, лонжеронов и других силовых элементов. Ни в коем случае не стоит допускать сквозные дыры — элемент в этом случае подлежит немедленной замене. Также не стоит злоупотреблять сварочными работами по восстановлению повреждённой детали, поскольку изначальной прочности и жёсткости она уже не получит.
9. Ремень ГРМ
К большому сожалению, времена, когда автопроизводители поголовно использовали цепной привод газораспределительного механизма, канули в лету. В угоду снижению себестоимости, а также технологичности и простоте сборки в столь ответственном узле всё чаще используется ремень. Конечно, у такого решения есть и некоторые преимущества – снижение шума двигателя, но его обрыв может иметь фатальные последствия. Дело в том, что на начальном этапе, когда подобная технология только начинала внедряться, были и другие аргументы в её пользу. В частности, тогда ещё не было моторов, сконструированных по всем канонам даунсайзинга, ввиду чего достаточно объёмная камера сгорания позволяла даже при зависании клапанов в открытом положении исключить их контакт с поршнями.
Помимо этого, цепь также нуждалась в регулярном обслуживании, постепенно растягиваясь в процессе эксплуатации, что вынуждало также следить за её состоянием и при необходимости осуществлять замену. Так что в плане удобства разницы между этими приводными механизмами практически не было.
Кроме того, ременной механизм оборудован автоматическим натяжителем, так что необходимости в его систематической подтяжке не возникает. На недорогих автомобилях по-прежнему можно встретить двигатели, в которых обрыв ремня не приводит к повреждению клапанов или цилиндропоршневой группы. Стоит, правда, помнить, что в случае такой поломки завести мотор уже не удастся.
С годами ситуация изменилась, в погоне за дополнительной мощностью и эффективностью были разработаны новые модели, в которых рассогласованность в работе поршневого и клапанного механизмов приводит к их серьёзному повреждению и необходимости капитального ремонта. Помимо этого, в ряде случаев капитальный ремонт двигателя может быть и вовсе не предусмотрен производителем, как, например, в автомобиле PT Cruiser.
Кроме того, для модели, снятой с производства, подобрать необходимые запасные части и вовсе практически нереально. Так что, если регламентом предусмотрена замена ремня, роликов и натяжителя, например, через каждые 90 000 км пробега, не игнорируйте эту процедуру.
8. Очистители стёкол
Эксплуатация транспортного средства с неисправными дворниками запрещена. Если же привод исправен, а качество очистки оставляет желать лучшего – незамедлительно замените щётки. Это недорогой расходный элемент, установка которого занимает считанные минуты и не требует использования специализированного инструмента. Помните, что помимо комфорта в непогоду, исправные дворники существенно повышают безопасность движения, а своевременная замена щёток позволит избежать царапин на лобовом стекле, устранить которые порой не способна и дорогостоящая полировка.
Обратите внимание также на способность механизма стеклоочистителей работать на больших скоростях. Как правило, снижение их скорости вне зависимости от выбранного режима сигнализирует о неисправностях в приводе.
7. Уровень топлива
Одна из самых опасных ситуаций для автомобилиста – утечка топлива, особенно если у вас бензиновый двигатель. Даже незначительная, едва заметная трещина в топливных магистралях может привести к разбрызгиванию горючей жидкости в подкапотном пространстве и мгновенному воспламенению. Конструкции с размещением топливного насоса под капотом, как в старом Autobianchi, давно канули в Лету — этот элемент расположен непосредственно в баке, так что его дорогостоящая замена не потребуется. Мониторинг в этом случае сводится лишь к визуальному осмотру шлангов, трубок и патрубков, а также контролю за появлением пятен под автомобилем.
Это касается не только массовых моделей, но и эксклюзивных спорткаров. Возьмём, например, Ferrari 928, склонность к возгоранию которых – давно признанный факт, особенно если автомобилем долгое время не пользовались, а затем решили устроить экстремальный заезд. Дело в том, что топливные магистрали, как и мощный двигатель, расположены в задней части кузова, что приводит к регулярному нагреву резиновых шлангов. Если же автомобиль оснащён автоматической коробкой передач, то появляется и ещё один повод для подобного беспокойства – трубки, идущие от коробки передач к радиатору для охлаждения её легко воспламеняемой рабочей жидкости (специального масла). Эти магистрали проходят в непосредственной близости от выхлопных труб, так что их разгерметизация может привести к интенсивному воспламенению, что угрожает безопасности всех пассажиров.
6. Шаровые опоры
Если каждый раз во время резкого поворота вы слышите равномерные щелчки или даже стрёкот в области одного из колёс – это повод задуматься о незамедлительной ревизии ходовой части. Шаровые опоры, заслужившие дурную репутацию в середине 90-х, сейчас достаточно долговечны и прекрасно работают даже при пробегах более сотни тысяч километров. Однако плохие дороги, систематический перегруз и езда на высоких скоростях могут привести к выходу их из строя. Если игнорировать верные признаки чрезмерного износа данного элемента, можно столкнуться с ситуацией, когда одно из колёс автомобиля завалится внутрь радиуса траектории и спровоцирует сильнейший занос в самый неподходящий момент.
5. Фары
Все помнят о том, что езда с неисправными световыми приборами запрещена. Однако, при возникновении частичной неисправности многие попросту продолжают езду, надеясь на то, что оставшегося света им будет вполне достаточно. Это опасная практика, которая, помимо внушительного штрафа, может стать причиной серьёзного ДТП, особенно в непогоду.
Речь в этом пункте ведётся даже не о полной потере работоспособности одной из фар, а, например, о постепенной потере прозрачности линз или рассеивателей, несвоевременной регулировке светового потока, а также о банальном загрязнении.
Всегда проверяйте работоспособность световых приборов, особенно если предстоит поездка в тёмное время суток или в плохую погоду, проводите все регламентные работы в соответствии с рекомендациями, а также если возникли лишь малейшие изменения в параметрах их работы. Даже если идёт снег или дождь, протрите фары — это существенно улучшит освещённость дороги хотя бы на нескольких километрах вашего маршрута.
4. Уровни рабочих жидкостей
Начнём, прежде всего, с уровня масла в двигателе – это важнейший параметр, который характеризует его работу. С увеличением пробега расход моторного масла на угар существенно возрастает, и рекомендованный интервал замены в 10 000 км может оказаться слишком велик. Необходимо регулярно проверять уровень по щупу в моторном отсеке, не дожидаясь загорания контрольной лампы на панели приборов, что убережёт ваш двигатель от полной замены цилиндропоршневой группы и проточки коленвала.
Помимо этого, стоит обращать внимание и на резкий рост уровня масла — скорее всего, произошла утечка охлаждающей жидкости в системы смазки или в камеру сгорания. Эксплуатацию в такой ситуации следует незамедлительно прекратить. Дополнительным подтверждением этого неутешительного вывода может служить и снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
В свою очередь, недостаток этой жидкости приводит к повышению рабочей температуры двигателя, частому включению вентилятора принудительного обдува радиатора, и может впоследствии привести к закипанию в пробке. Стоит отметить, что в особо запущенных случаях систематический перегрев становится причиной коробления крышки головки блока цилиндров, что требует дорогостоящего ремонта.
Особое значение имеет также тормозная жидкость, поскольку от неё напрямую зависит эффективность работы наиболее важной системы безопасности. Это гигроскопичная субстанция, нуждающаяся не только в контроле её уровня, но и в систематической замене, дабы избежать закипания и отказа тормозов на затяжном спуске.
Стоит помнить и о трансмиссионном масле в коробке передач — его замена производится не так часто, как в двигателе, поэтому многие автовладельцы попросту забывают об этой важной процедуре. Для механической коробки передач это чревато увеличением усилия на рычаге и невозможности включить одну из передач. Если же эти симптомы и дальше игнорируются, то наступает чрезмерный износ подшипников, что делает дальнейшую эксплуатацию невозможной.
Автоматическая коробка передач ещё более требовательна к уровню и состоянию рабочей жидкости, поскольку изменение её свойств в процессе длительной работы приводит в дорогостоящей поломке и риску возникновения необходимости замены всего узла в сборе.
3. Рулевое управление
Рулевое колесо может иметь абсолютно любую конфигурацию и дизайн, но, если вы чувствуете потерю или ухудшение реакции колёс, немедленно обратитесь в сервисный центр. Неисправности в механизме могут быть связаны не только с возрастом автомобиля, но и с ездой по плохим дорогам, в результате которой сильно изнашиваются наконечники рулевых тяг. В исправном механизме не должно быть люфта, а также чрезмерных вибраций при наборе скорости. Стоит помнить, что работоспособность гидравлического или электрического усилителей можно оценить только на специализированном сервисе.
2. Тормоза
Тормозная система – залог вашей безопасности, поэтому при ухудшении её работы не обманывайте себя и не надейтесь на то, что на малых скоростях вы вполне обойдётесь ручником, а на затяжном спуске будете использовать торможение двигателем. В экстренной ситуации это вас не спасёт. Внимательно следите за износом колодок, дисков и барабанов, благо их состояние в большинстве случаев можно проверить визуально. Это, в первую очередь касается дисковых тормозов, рабочая поверхность которых легко просматривается через отверстия в колёсном диске, и если на её внешней стороне образовался бортик высотой более 1 мм – это повод обратиться в ремонтную мастерскую.
Прислушивайтесь к скрежету и громким скрипам при нажатии на педаль тормоза – как правило, это верный признак необходимости скорейшей замены данных элементов.
Ещё одной распространённой неисправностью, которая приводит к быстрому выходу из строя данной системы, является подклинивание гидроцилиндров, ввиду чего автомобиль уводит в сторону на прямой траектории, скорость и тяга ощутимо снижаются, а также постоянно слышится визг или скрежет.
1. Шины
Прежде всего, обратите внимание на соответствие марки выбранной резины погодным условиям. Не утешайте себя мыслью о том, что всесезонная резина позволит полноценно перемещаться и зимой – это давно опровергнутое убеждение. Помните о том, что от шин зависит сцепление с дорожным покрытием, а значит, и тормозной путь, и управляемость.
Особе внимание уделяйте возрасту и глубине протектора ваших покрышек. Величина последней не должна быть менее 1 мм, поскольку в противном случае велик риск возникновения эффекта аквапланирования или заноса даже в небольшой дождь из-за нарушения водоотвода в протекторе.
Недопустимо наличие так называемых «шишек» — локальных вздутий, свидетельствующих о том, что шина может в любой момент лопнуть, трещин, характеризующих возраст самой резины, а также наличию торчащих стальных нитей – корда. Все эти показатели явно свидетельствуют о необходимости скорейшей замены всего комплекта покрышек, поскольку установка резины с разной степенью износа, особенно на одной оси – недопустима.
Как правило, на покрышках имеются специальные индикаторы, по которым можно оценить процент их износа, он выполнен в виде нескольких цветных полос на рабочей поверхности, поэтапное истирание которых и позволяет планировать своевременную замену.
Таким образом, следуя этим нехитрым рекомендациям, вы не только обеспечите безопасную эксплуатацию своего автомобиля, но и предотвратите возможный дорогостоящий ремонт.
Автор: Сергей Василенков