Почему автоматические трансмиссии с более 7-ми передачами не нужны.
Не всегда в нашем мире фраза «больше-лучше» оправдана. Например, давайте узнаем, почему большое количество скоростей в коробке передач не делает ее лучше и почему производители современных авто забывают об этом. Посмотрите на тенденцию в автомире за последние годы. Многие производители начали гонку за количеством передач в автоматических КПП. И что мы видим? В итоге, на многих автомобилях появились автоматические трансмиссии с 8-ю и 9-ю передачами. Но означает ли это, что новые инновационные АКПП лучше классических, которые оснащаются обычным количеством передач?
Много людей в мире думает, что большинство автопроизводителей сошли с ума со своими многоскоростными автоматическими коробками. К счастью это безумие относится только к АКПП. Производители не рискнули экспериментировать с МКПП, поскольку среди тех, кто любит «механическое» переключение передач, немало тех, кто любит дым из-под колес, максимальные обороты двигателя и спорт треки (по крайней мере люди мечтают об этом и это является немалой мотивационной частью подталкивающей к покупке автомобиля на механике). Естественно автопроизводители пока не рискуют с экспериментами МКПП, поскольку в таком случае легко подорвать доверие тех, кто любит автоспорт или спортивный стиль езды.
Что касаемо автоматических трансмиссий, то современные АКПП стали очень сложными и выдающимися по сравнению с коробками прошлых лет. Например, многие автоматические современные трансмиссии стали адаптивными, они самонастраиваются под водителя в зависимости от его стиля езды.
Также в современных АКПП появилось множество других технологий, которые заметно улучшили передачу крутящего момента на колеса.
Но есть одна проблема в современном автомире. Речь идет о количестве передач в сегодняшних АКПП. Например, за последние годы на рынке стали появляться автоматические коробки с большим количеством передач, которые по мнению автомобильных компаний улучшают динамические характеристики автомобиля и делают его более эффективным. Но на самом деле нет ни одной причины, по которым современные автомобили нуждаются в большом количестве передач. Факт остается фактом. Большинству современных авто не нужна АКПП в которой более 7 передач.
Да, конечно с одной стороны коробки с 8-ю, 9-ю или 10-ю передачами должны сделать машину быстрее и экономичней. Но при детальном рассмотрении выясняется, что добавление большого количества передач современным автомобилям на самом деле не является оптимальным решением для улучшения скорости разгона и экономичности. Есть мнение что коробки с большим количеством передач наоборот снижают мощность, динамичность и т.п.
Да, конечно я не инженер и не могу привести вам доказательства с точки зрения науки. Но тем не менее беря во внимание обычную логику я попробую вас убедить в том, что автоматические коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны.
1) Миф: Добавленная сложность коробке означает добавленную стоимость
Начнем с простого. Чем больше передач имеет автоматическая коробка, тем больше она имеет деталей, компонентов и винтиков. Также для сборки АКПП с большим количеством передач необходимо гораздо больше времени. Это конечно безусловно отражается на себестоимости КПП. Также, естественно коробка передач с 9-ю передачами намного сложней по конструкции чем 7-ми ступенчатая. Это означает что вероятность сбоя в коробке с большим количеством передач намного больше чем в АКПП с небольшим их количеством.
Так что покупая машину с 9-ти ступенчатым «автоматом» вы не только переплачиваете за трансмиссию, но и получаете автомобиль с б’ольшим риском поломки АКПП. В том числе, в случае выхода коробки из строя, затраты на ремонт современной трансмиссии с большим количеством передач будут значительно выше чем при ремонте классического 5-ти или 6-ти ступенчатого «автомата».
2) Миф: Больше передач в АКПП означает большой вес
Как бы ни старались автопроизводители уменьшать массу своих новых автомобилей, у них не получается уменьшить вес автоматических коробок с большим количеством передач. Дело в том, в какой бы корпус вы не засунули внутренние компоненты 9-ти ступенчатого «автомата», АКПП будет все равно больше весить чем та же 7-ми ступенчатая трансмиссия.
А как мы знаем вес — это враг производительности любого автомобиля. Как же так? Ведь все автопроизводители давно знают, что для повышения мощности нужно делать автомобили легче. Зачем оснащать автомобили АКПП с большим количеством передач? Ведь в таком случае итоговый вес машин начинает компенсироваться за счет уменьшения веса более важных компонентов. Согласитесь, как-то не разумно.
Кроме того, не стоит забывать, что более тяжелая коробка передач приводит к перегрузке передней части машины. Особенно это касается переднеприводных машин. Ведь чем тяжелее трансмиссия, тем больше идет разбалансировка распределения веса между передней и задней осью. Таким образом, установка коробки с большим количеством передач, которая весит намного больше аналога с меньшим количеством передач не лучшее инженерное решение в современной автопромышленности.
3) Миф: Чем больше передач в АКПП, тем чаще коробка переключается
Я знаю, что большинство современных инновационных автоматических трансмиссий с большим количеством передач, как правило адаптивные и умеют подстраиваться под стиль вождения водителя. Таким образом коробка начинает работать в более эффективном режиме, учитывая стиль вождения владельца. Но это не означает что АКПП будет меньше переключать передач.
Дело в том, что любая автоматическая коробка во время движения автомобиля на разных скоростях постоянно переключает передачи. И чем больше коробка имеет передач, тем чаще она переключает скорости.
Возьмите даже 5-ти ступенчатый старый классический «автомат». Он также часто раздражает своим постоянным переключением передач. Например, на многих автомобилях достаточно чтобы изменился уклон дороги и коробка может автоматически переключится на другую передачу. Иногда это сильно раздражает.
А теперь представьте, как часто будет переключаться коробка с 9-ю передачами.
И не надо быть инженером чтобы понимать, что частое переключение передач не идет на пользу всем внутренним компонентам трансмиссии. Тут все понятно и так. Чем чаще и больше деталей перемещается и вращается, тем большему износу они подвергаются.
Подумайте об этом. Особенно когда ваша коробка передач при старте со светофора до тех пор, пока ваш автомобиль не наберет определенную скорость переключится 8-9 раз. Сами понимаете, что при таких нагрузках ресурс АКПП будет недолгим.
4) Миф: Чем больше передач в АКПП, тем автомобиль экономичней — Все это реклама
Большинство автопроизводителей рекламируя свои 9-ти ступенчатые коробки передач заявляют, что трансмиссии с большим количеством передач позволяют сделать автомобиль намного экономичней. Но это полный бред.
К сожалению на самом деле максимальная экономия топлива в автомобиле, например, с 9-ти ступенчатым «автоматом» по сравнению с 7-ми или 8-ми ступенчатыми трансмиссиями может составлять примерно 0,25-0,3 литра на 100 километров. Даже если сравнивать с более старыми АКПП, которые имеют пять или шесть передач, максимальная экономия топлива в машине с 9-ти ступенчатой АКПП будет составлять максимум 0,5-0,6 литра на 100 километров.
На первый взгляд это может показаться приличной экономией топлива. Но на самом деле это мизер, поскольку другие различные факторы на дороге в итоге украдут эту экономичность. Например, стиль вождения, атмосферные условия и даже шины могут сэкономить намного больше топлива, чем самая дорогая АКПП с большим количеством передач.
Вот пример: Infiniti I35 (2002 года выпуска) оснащенная двигателем V6 мощностью 255 л.с. и четырехступенчатым «автоматом» в среднем потребляет 10 литров на 100 километров пути при движении со средней скоростью 110 км/час. Новый же Chrysler 200 с V6 мотором мощностью 295 л.с. и 9-ти ступенчатой автоматической трансмиссией потребляет в тех же реальных условиях 9,7 л/100 км.
5) Миф: Чем больше передач в коробке, тем быстрее разгон автомобиля
Я конечно не буду отрицать что большое количество передач в АКПП помогает динамичному ускорению автомобиля. Вот почему большинство автомобилей, оснащенных 6-ти ступенчатой АКПП разгоняются быстрее своих предшественников, которые ранее оснащались четырехступенчатыми «автоматами».
Но это не означает что девятиступенчатые трансмиссии сделают современные авто еще быстрее.
Спросите у любого человека, у кого есть горный велосипед с 21-скоростями, какими скоростями он пользуется чаще всего. В итоге вы выясните что как правило велосипедисты чаще всего используют скорости с 1-й по 7-ю и с 14-й по 21-ю.
То же самое касается и автомобилей с 5-ти или 6-ти ступенчатыми АКПП. Чаще всего автомобиль будет использовать одинаковые валы и шестерни. Так что большую часть времени автомобиль с 9-ти ступенчатой АКПП будет также использовать те же передачи что и обычные старые классические АКПП. Соответственно в большинстве случаев при ускорении автомобили с 6-ти ступенчатой трансмиссией не будут уступать автомобилям с 9-ти ступенчатыми АКПП.
Вот почему Mazda6 с 6-ти ступенчатым «автоматом» разгоняется также быстро и эффективно как новый Chrysler 200 с 9-ю ступенчатым «автоматом».
6) Зачем нужна коробка передач с большим количеством передач, если есть вариатор?
Наверное, о вариаторах уже сказано все что только можно. К сожалению, чаще мы слышим критику этого вида трансмиссии в современных авто. Но на самом деле этот вид коробок передач получает критику незаслуженно. На самом деле вариаторные трансмиссии это будущее трансмиссий для мощных автомобилей. Да, конечно вариаторы зарекомендовали себя не лучшим образом. Особенно если говорить о надежности. Но тем не менее это не говорит о том, что вариаторные трансмиссии обречены на свое дальнейшее забвение. Ведь смысла в них намного больше, чем в АКПП с большим количеством передач. Согласитесь, нет смысла добавлять классическим АКПП еще больше передач, когда есть вариатор с бесконечным количеством передач.
На самом деле несмотря на репутацию, вариаторы реально недооценивают. Ведь они имеют ряд преимуществ перед обычными АКПП. Например, автомобили, оснащенные вариаторами реально экономичней, а также выбрасывают в атмосферу меньше вредных выбросов. Все дело в том, что вариатор обеспечивает двигатель бесконечными передаточными числами, что влияет на эффективность работы мотора. В итоге благодаря более эффективной работе двигателя существенно снижается потребление топлива. Соответственно снижается уровень вредных выбросов. Это ж мечта любого эколога! Кроме того, вариатор позволяет улучшить динамические характеристики автомобиля за счет более эффективного ускорения машины благодаря бесконечному числу передач.
Если вы сомневаетесь в эффективности вариаторов вот вам в пример видео из 1990-х годов, где команда Формулы-1 Williams, тестирует болид F1 оснащенный вариатором. К сожалению, после этих испытаний руководство Формулы-1 запретило использовать этот вид трансмиссии в гонках, поскольку это привело бы к господству команды в Гран-При.
Я знаю, что люди часто ругают вариаторы за громкий звук двигателей, поскольку этот вид трансмиссий требует более высоких оборотов силового агрегата. Да, действительно громкий звук непривычен. Многим просто не привычно что так работает двигатель в паре с вариатором. Но это же дело времени, можно привыкнуть (извините за тавтологию). Да, многим на начальном этапе вариатор доставляет определенные неудобства. Ведь по сути вариатор не имеет передач и трудно понять, когда коробка меняет передаточные отношения. Особенно дискомфорт будут испытывать те, кто долгое время владел машиной со старым классическим «автоматом», где переключения передач хорошо чувствовались.
Но тем не менее со временем к вариатору можно привыкнуть.
Так что я думаю автопроизводителям нет смысла изобретать заново колесо, придумывая все новые трансмиссии с большим количеством передач. Ведь пятое колесо по сути уже придумано и изобретено. Речь идет о вариаторных трансмиссиях. Странно что вариаторы быстро набрав популярность, также быстро стали ее терять. Скорее всего так нужно производителям, которые в погоне за своей прибылью проводят различные маркетинговые эксперименты. Но скорее всего мода на коробки с большим количеством передач пройдет. Пришла пора воспользоваться этим изобретенным пятым колесом и массово начать использовать вариаторы на всех автомобилях.