Упертая надежда российских властей на возрождение российского автопрома (по сути — окончательно превращение его в китайский) привело к тому, что разрекламированный некогда «серый» импорт автомобилей из-за неизменного таможенного законодательства сворачивается, не успев толком развиться. Портал «АвтоВзгляд» объясняет, почему так происходит. Максим Строкер
На самом деле причины тяжкой ситуации с серым импортом просты и незамысловаты. Ввозить автомобили в Россию могут как физические лица, так и юридические. Юрлицу-автодилеру возиться с ввозом из-за рубежа одной-двух легковушек экономически не интересно. Вот партия в 10—20 штук — то, что нужно! Но «засада» тут в том, что модели машин, продающиеся на рынках других стран, как правило не сертифицированы для России. И чтобы торговать ими у нас требуется оформить «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС). Этим делом занимается НАМИ. Не бесплатно, разумеется. И как показывает практика — очень медленно.
Получить ОТТС на машину за пару месяцев считается чуть ли не космической скоростью. «Морозить» средства на неопределенный срок в ожидании сертификации автодилер позволить себе (особенно — сейчас) не может не может. Собственно говоря, поэтому случаи закупки российскими автоторговцами партий хотя бы в сотни тех или иных новых авто за рубежом в 2022 году можно пересчитать по пальцам двух рук. По идее, можно использовать схему ввоза автомобилей в Россию с помощью оформления на физлиц. Когда россиянин привозит т/с для себя, никаких ОТТС ему оформлять не требуется. Достаточно быстренько (от нескольких дней до недели) получить в одной из аккредитованных конторок «Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства» (СБКТС) конкретно на его авто.
Но тут проблема в том, что как только «физик» начинает импортировать машины «пачками», таможня идентифицирует его как предпринимателя-перепродавца со всеми вытекающими юридическими и налогово-пошлинными последствиями. Получается, что организовать более-менее масштабный и стабильный канал ввоза в Россию машин «по-серому» с использованием физлиц не получается: не напасешься граждан, чтобы на каждого по машине оформлять.
— У нас сейчас Евросоюз, вроде как, считается недружественным. А между тем российская таможня считает все платежи в евро, по-старому. Ничего у них не поменялось. Непонятно только: кто мешает перевести расчет пошлин в российские рубли? Для всех импортеров стало бы проще жить, — комментирует ситуацию основатель онлайн-аукциона новых автомобилей Carclick.ru Сергей Пиголкин.
По его словам, сложившаяся ситуация с «серым» импортом автомобилей в Россию приведет к тому, что отечественные автодилеры в массе своей исчезнут. Поскольку их бизнес строится на том, чтобы продать машину с очень большой наценкой.
— У типичного автодилера сейчас задача — купить машину, скажем, за 2 млн. рублей и продать потом за 3 млн. рублей. Они вынуждены так поступать, поскольку не могут обеспечить массовые поставки автомобилей. У них продажи сейчас, фактически, единичные, — пояснил Пиголкин.
Помойно-серый импорт: на российский авторынок скоро хлынут одноразовые машины из Европы
Итоги параллельного импорта: добро пожаловать в новые «лихие 90-е»
Однако дело не только в этом, но, порой, и в банальном желании сорвать дополнительную сверхприбыль, пользуясь дефицитом авто на отечественном рынке. Среди его участников широко известна история с кроссоверами Haval, имевшая место летом-осенью минувшего года. Суть ее в том, что автомобили этого китайского бренда, предназначенные для рынка Казахстана, выпускают на российском заводе марки под Тулой. Оттуда их везут к казахским официальным дилерам на автовозах. Нюанс в том, что в Казахстане эти машины продавались, в пересчете на рубли, в среднем на 1 млн. дешевле, нежели в салонах российских дилеров!
Ряд отечественных компаний сориентировались и точно также, автовозами, повезли новенькие тульские «Хавалы» из Казахстана обратно в Россию. И с хорошей выгодой для себя продавали их тут. Благо, обе наши страны входят в Таможенный союз и пошлин на границе платить не надо. В итоге получалось реализовывать машины на их родине, скажем, за 2,5 млн. рублей при цене в автосалоне за точно такую же «тульскую» машину на уровне 3 млн. рублей. Но это была разовая история. Хотя и ярко характеризующая методы ведения бизнеса отечественных «официалов».
Как бы то ни было, но выводы из всего вышесказанного просты и нерадостны. «Серый» автоимпорт фактически не работает. Из отечественных автодилеров выживут лишь немногие, сумевшие «прислониться» к китайским автобрендам и АВТОВАЗу. А российских автовладельцев ждет ползучий коллапс предложения на рынке новых автомобилей.
Правда, теплится еще надежда, что через год-другой китайцы с каким-нибудь иранцами наладят поставки и сборку своих машин в РФ. Ведь родимый АВТОВАЗ обеспечить нас своими автомобилями толком не сможет: всего 400 000 единиц продукции обещает он выпустить в 2023-м. При потребностях отечественного рынка на уровне более 1,5 млн. в год. Эту жажду «серый» импорт мог бы удовлетворить очень быстро. Если б не надо было отдавать на таможне при ввозе каждого автомобиля в страну порядка 50% от его стоимости…
Почему покупка дешевого автомобиля сейчас выгоднее езды на чистокровном «немце»
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads