Всю, вернее, почти всю свою продолжительную водительскую жизнь я езжу на японских машинах, не стесняя себя в выборе формата за те деньги, которые могу потратить. Это значит, что машина может быть круглая, черная, мощная, красивая, медленная и так далее. Главное – японская. С такими расплывчатыми критериями мне приходилось промахиваться в выборе. Например, оказывалось, что машина слишком черная или недостаточно медленная. Или недостаточно унылая и слишком мощная. Словом, любая комбинация эпитетов, кроме одного: японская машина не бывала бестолковой. И уж точно бестолковым не бывал Lexus, коих у меня было два.
Что скрывает легенда?
Бренд Lexus создал вокруг себя ореол сказки, в которую постоянно вплетает то каких-то особых ремесленников-такуми, то вдруг известного английского актера, то еще что-нибудь далекое и романтичное. Однако сквозь весь этот романтический флер лично я всегда вижу единственный незамысловатый факт: Lexus это Toyota, только улучшенная. В этом факте нет ничего плохого, и я искренне не понимаю, зачем его украшать всеми этими финтифлюшками. Впрочем, бренду виднее, ну а мы поговорим о том, что представляет собой удлиненная, улучшенная и небестолковая Toyota в нынешнем году! Называется она Lexus RX 350L AWD в комплектации Exclusive. Думая, как обозревать его, я пришел к выводу, что говорить о «смелом дизайне», который «сочетается с изысканной утонченностью и передовыми технологиями» не хочется. В конце концов, с этой точки зрения RX уже основательно освещен: переписчиков пресс-релизов среди нашей братии хватает. Поэтому на этот раз уцепимся за литеру L и рассмотрим ее со всех сторон. Попробуем понять, круто ли иметь такой кроссовер в принципе, и с третьим рядом сидений, – в частности.
L – это кому-то вообще нужно?
Это, пожалуй, самый важный вопрос, хотя… и он же самый неважный в случае с Lexus.
Вообще – кому-то точно нужно, и это даже нет смысла обсуждать. Я лично знаю несколько человек, пересевших на минивэн, когда семья увеличилась с появлением двух и более людей. При этом ясно, что не каждому хочется вдруг оказаться водителем VW Multivan, когда раньше ездил на Nissan GT-R. Слишком уж суровое испытание, и слишком разные автомобили. Поэтому трехрядные кроссоверы – удачный компромисс.
Итак, будем исходить из того, что третий ряд – это полезная штука, к тому же, сейчас очень модная. Его стараются воткнуть все, кому не лень. Иногда это разумное решение, но порой просто дань тренду, приводящая к смехотворным результатам. Попробуйте представить себе, скажем Renault Duster с третьим рядом кресел. Уверен, что у Renault руки чешутся сделать такое, но останавливает мысль, что подобная машина будет интересна только гастролирующему театру лилипутов.
Другое дело, когда автомобиль и так уже избыточен по своей величине. В том смысле, что он слишком длинный и большой, чтобы перевозить одного-четырех человек. В этом случае третий ряд интегрируется совершенно безболезненно, а при должном уровне дизайна еще и незаметно. Вот с RX как раз тот случай: задняя часть увеличилась всего на 110 мм. Что это за цифра в масштабах машины? Смешно. Даже не пришлось менять колесную базу, которая как была 2790 мм, так и осталась. Внешние изменения также оказались незначительными – чуть более отвесное заднее стекло и менее покатая крыша. Вот, пожалуй, и все. И наконец, для тех, кто покупает RX L не по необходимости, а просто так – самая лучшая новость. На те самые 11 сантиметров увеличился багажник, ведь третий ряд прячется в нем незаметно. Кстати, не удивился бы, если бы узнал, что какой-то процент клиентов Lexus искренне считают, что L – это Luxury или что-то такое, и удивляются, узнав, что это – Long.
И что, третий ряд – это удобно?
Честно? Не особенно. Но тут нужно сразу оговориться. Единственный вариант более-менее удобного третьего ряда – это настоящие откидные кресла в багажнике полноразмерного внедорожника – Land Cruiser, Patrol или Discovery. Ну, те самые, где сидишь, как в милицейском воронке с той лишь разницей, что в твоем распоряжении ручка, позволяющая открыть дверь изнутри. Преимуществ масса. Если едешь сзади лицом к лицу с интересным собеседником, поездка будет истинным удовольствием. Можно всю дорогу чокаться, например. Если это дама, положение, в котором вы едете, вообще располагает к переходу на «ты».
Что можно сказать о креслах третьего ряда в RX L? Объективно – не так уж и мало. С одной стороны, это обычные компромиссные раскладные кресла, которые в сложенном виде не имеют права быть выше пола багажника. А значит, они не похожи на диван падишаха – жестковаты и низковаты. С другой стороны, сама конструкция кроссовера делает их более или менее usable. Дело в том, что, начиная с первого поколения RX кресла второго (бывшего заднего) ряда в довольно широких пределах двигались взад-вперед. Удлинив салазки, инженеры создали для ног пассажиров третьего ряда относительно сносные условия, фактически, ничего и не переделав. Кроме того, сама философия Lexus, которая изначально заточена на комфорт пассажиров заднего ряда (премиум, мы помним), сыграла на руку инженерам. То есть, задняя дверь у кроссовера изначально распахивается широко и впечатляет размерами. Таким образом, на третий ряд относительно легко залезть, а, выбрав среднее положение салазок, пассажирам как второго, так и третьего рядов не приходится играть всю дорогу в «мишка косолапый по лесу идет», стараясь примостить ступни по диагонали. Одним словом, компромисс между человеко-местами и комфортом получился весьма достойным.
И наконец, менее покатая крыша в сочетании с положением кресел третьего ряда «почти на полу» дает возможность сидеть сзади даже взрослому мужчине, если он не в полковничьей папахе. Не забывайте, что потолок стал выше всего на… 7 миллиметров!
Не обошлось и без ложки дегтя: играясь с автоматически складывающимися и раскладывающимися по нажатию кнопки креслами третьего ряда, я обнаружил, что, если сдвинуть средний ряд на салазках назад, в стройной системе наступает разлад: вместо чтобы сложиться в пол, спинка третьего ряда нелепо утыкается подголовником в спинку среднего ряда.
А что, комфорт и вправду не пострадал?
Отвечу не в тему, но с намеком. Когда садишься в RX, в голову приходят грустные мысли о материнском капитале, вернее, о его размере. И вот почему. Lexus RX L должен был бы быть дешевле. Вернее, не так. Понятно, что он не может быть дешевле, потому что премиум и все такое. Лучше пусть материнский капитал дорастет до его стоимости. А еще лучше, если он и будет материнским капиталом. Он для этого идеально подходит.
Ну, во-первых, эти вот три ряда. Во-вторых, в среднем ряду, если отодвинуть его назад полностью, между спинкой передних кресел и подушками задних появляется столько места, что на задний ряд можно установить горизонтальную люльку, вокруг которой плясать с памперсами, с бутылочкой и погремушкой, когда нужно укачать младенца. Места хватит. Если ребенок уже большой и сидит в обычном кресле, предложите ему на спор испачкать ботинками переднее кресло. Ну, не получится это у него (у четырнадцатилетнего получится, ок). В-третьих, в нем необыкновенно тихо, мамы это оценят. В-четвертых… на панели можно разложить кучу вещей во время одной из вынужденных остановок с младенцем. В-пятых, можно особенно не выбирать, куда едешь, и жарить по ямам. Подвеска все стерпит, и ребенок не проснется. В-шестых, в багажник влезает коляска, у которой всего-то сложена ручка (а также инвалидное кресло по вертикали, хоть это к делу не относится). В общем, это идеальный материнский автомобиль, а с учетом разговора об инвалидном кресле и удобстве посадки на средний ряд – в принципе автомобиль, пригодный для перевозки членов семьи, требующих ухода. Можно перевозить ребенка и инвалида сразу, и им будет удобно. Хотя нужно помнить, что хрупким дамочкам закидывать эту коляску в высокий кроссовер будет не особенно удобно, даже если подвеску опустить в нижнее положение. Впрочем, мир вообще несправедлив.
А так – чудесный автомобиль для жизни, хотя, возможно, задумывался и не для этого. В общем жаль, что материнский капитал не равен 4 663 000 за комплектацию Exclusive, которую я тестировал, ну или, хотя бы 3 930 000 за минимальную Executive. Вот бы демография пошла, ух!
То есть, вы хотите сказать, что это женский автомобиль?
Я этого не утверждаю. Просто хочу сказать, что некая добавочная практичность, которую дает литера L, превращает его, как минимум, в семейный вариант кроссовера.
А вообще про Lexus RX у меня есть такая небольшая притча, из которой вы можете вывести мораль на свой вкус. Живу я в Одинцовском районе, под Москвой, и часто езжу домой по Рублевскому шоссе. А там иногда вдруг начинаются облавы на определенные виды автомобилей. То есть, вдруг начинают тормозить все такси. Или все тонированные машины. А иногда останавливают все Lexus подряд. Учитывая, что в моей семье Lexus RX существует уже во второй ипостаси, проверить правильность своих ощущений (Lexus = часто останавливают) мне удавалось не раз. И вот однажды, будучи остановленным особенно болтливым здоровенным гибддешником, я поинтересовался у него, правда ли, что они принципиально останавливают Lexus RX? К моему удивлению, он это подтвердил. Сказал, что, во-первых, автомобиль распространенный, а во-вторых… Вот оно, самое интересное: «потому что на них часто ездят дамочки, у которых что-то не в порядке». На вопрос, что именно, я вразумительного ответа не получил, но понял, что речь идет, скорее, о забытых документах, а не о пьянстве, и что дамочки часто начинают нервничать и качать права. В общем, гибддешники на Рублевке, видимо, любят над ними покуражиться.
И все-таки, назвать RX женским автомобилем язык не поворачивается. Он недешевый, он большой, он не женский внутри. Много кожи, дерева, мужской антураж. И вместе с тем, – вычурный экстерьер, аэродинамические формы, изысканные фары, диски. Решетка эта, опять же. Лейбл говорит сам за себя. Дамы такое любят – красиво, приметно, внушает. В общем, получается, 50/50 на мой личный взгляд.
А что есть для мужчин?
Очень много. Можно заниматься любым активным отдыхом и грузить практически любой экип, кроме, разве что, квадроцикла. При убранных в пол креслах третьего ряда объем багажника составляет 591 литр, а если сложить второй ряд сидений — 1656 литров!
Есть пятнадцать динамиков в составе системы Mark Levinson Premium Surround. Вот что меня никогда не смущало в RX, так это музыка. А теперь система раскладывает звук на 8 каналов, а заодно прямо в ходе проигрывания реставрирует mp3-шки с помощью функции Clari-Fi. Увы, мои тугие уши не в состоянии это оценить. По мне, так и в RX 1999 г.в. та же Mark Levinson так же хорошо играла. Впрочем, и здесь нашлось место ложке дегтя, например, у головного устройства не обнаружилось поддержки Apple CarPlay и Android Auto, и это при гигантском 12,3-дюймовом дисплее! Для чего он вообще тогда? В общем, странное решение. Но зато есть множество других опций, но за детальным списком милости прошу на официальный сайт Lexus.ru.
Ну а самое главное?
Все эти пустяки может искупить для мужчины только одно – если автомобиль едет. А RX L едет так же в меру прекрасно, как и все его собратья, папы, дедушки и прадедушки. V6 объемом 3,5 литра – это V6, и даже полный привод ничего не может с этим поделать (впрочем, об этом буквально через 2 абзаца).
Мотор в длинной версии зачем-то придушили, ограничив 294 л.с. и 358 Нм vs 301 л.с. и 370 Нм у варианта с таким же двигателем, но без литеры L. Мне пришла в голову забавная идея, что это могли сделать по двум причинам: чтобы пугливых детей не мутило на третьем ряду, и чтобы семейным людям проще было объяснять женам, что это «для дома для семьи». Если там 301 л.с., на мой взгляд, это сложнее.
Когда доводится тестировать очередной новый RX, я всегда тихо радуюсь. Дело в том, что в плане разгона они все одинаковы. Доли секунды меняются, и сегодня это 8,1 с от 0 до 100 км/ч, но общее ощущение остается. Вы нажимаете на педаль, и он, не задумываясь, сдержано рычит и начинает переть вперед. Да, не так, чтобы вас вдавило в кресло, такого не было никогда, и сейчас нет. Но свою долю адреналина вы получаете. Есть два вида спорт-режима, которые усугубляют эффект, заставляя 8-ступенчатую АКПП с некоторой жадностью поступиться плавностью. Ну а подвеска вообще никого ни о чем не спрашивает, живет своей жизнью. При ваших порывистых воздействиях на дроссель она молча меняет демпфирующие свойства каждого амортизатора в отдельности, чтобы дать вам тот самый плавный и динамичный разгон, которым славится модель.
Вот только имейте в виду, особенно, зимой: полный привод в исполнении Lexus нынче – это 100% на переднюю ось почти всегда, кроме разгона. Кроме того, японская ESP – это как мед у Винни-пуха, «очень уж странный предмет». Одним словом, пустить в занос на длинном вираже в неглубоком мокром снегу мне его удалось, чего я ожидал, зная модель как свои пять пальцев. Ничего не поделаешь, нынче овес дорог, и все заточено на экономию. И она, кстати, слегка даже получилась. По моим наблюдениям, при размеренной езде в смешанном цикле можно рассчитывать на 10,5 – 11 литров 95-го. Для сравнения, мой RX 2005 года потребляет 11 – 12 литров при тех же параметрах. Немного, скажете вы. Ну а что ж – физику не обманешь. Есть объем двигателя, и есть вес. И чем-то все это надо кормить.
Фотогалерея:
37 фото
Благодарим компанию ООО «Тойота Мотор» за предоставленный автомобиль.
Дмитрий Александров