Температура падает, цены растут: поездки на такси подорожали в три раза

Многолетние рекорды сейчас бьют не только снегопады, но и цены на такси. Крупнейшие агрегаторы, ссылаясь на непогоду и пробки на дорогах, подняли стоимость поездок сразу в два-три раза, а в некоторых регионах повышение еще круче. После многочисленных жалоб законность такой тарифной политики решила проверить Федеральная антимонопольная служба.

"Удорожание поездки идет моментально. Ты можешь совершить меньше поездок, а заработать больше", – говорит водитель такси Даниил Егоров. В разгар снегопада стоимость поездок выросла в три раза. Это даже больше, чем в новогоднюю ночь. Снег прошел, но цены остались.

"Как-то неприятно. Слишком дорого даже для таких коротких дистанций", – считает мужчина. "Раньше было рублей 50-60, а сейчас рублей 106-110", – говорит жительница Казани. В Москве – еще дороже. Заказываем такси от редакции до Белорусского вокзала. Обычно – триста рублей максимум, сейчас – шестьсот. И видно, что водители не спешат брать этот заказ.

"Цены уже нормальные, что вы жалуетесь! Нас вообще никто не спрашивает", – отвечает таксист.

Водитель такси не знает стоимости поездки до тех пор, пока не посадит пассажира и не нажмет кнопку "поехали". Цену назначает не он и даже не директор таксопарка, а агрегатор. По сути – искусственный интеллект. Учитывает спрос, количество машин. Пробки, снежные заторы и даже холода, как сейчас, делают поездку дороже.

"Когда температура минус пять, люди могут с удовольствием прогуляться. А когда минус пятнадцать, то особо уже не прогуляешься, – поясняет председатель комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажиров Богдан Коношенко. – Повышение происходит на программном уровне, в автоматическом режиме. Когда вырастает спрос и спрос сильно превышает предложение, то там начинает сильно повышаться цена".

И здесь уже таксисты объясняют: если не повышать, никто просто не выйдет на линию.

— Потому что одно и то же расстояние едешь по времени больше.

— Пробки были по десятибалльной шкале – 10 баллов. То есть город стоял.

Экономика простая: один и тот же путь в обычное время проезжают за десять минут, а в непогоду – стоят полтора часа. За рабочий день обычно делают 15 рейсов, за снежный или холодный – десять. Но все же у водителей и пассажиров приложение выглядит по-разному. Таксист видит город в другом цвете. Выгоднее всего работать в фиолетовой зоне. "Самое фиолетовое место – самый высокий спрос и самые высокие цены", – поясняет таксист. В такси их называют справедливыми, сбалансированными. Если один таксопарк завысит цены – клиенты уйдут к другому. Но, например, в Москве 90 процентов машин работают через один или два агрегатора. Сейчас антимонопольная служба проверяет, нет ли сговора.

"Проводим оценку степени влияния агрегатора такси на рынок пассажирских перевозок, в том числе оценку ценообразования и обоснованности размера комиссии", – сообщила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.

Пока агрегаторам рекомендовали не повышать цены. Более жесткое вмешательство может негативно отразиться на рынке перевозок.

"Что случится? Они опять вернуться в серый рынок. Вот молодежь этого не помнит, а старые москвичи это помнят: в такси сажусь и договариваюсь, за какую цену он меня, голубчик, повезет", – говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Ситуация может развиваться по двум сценариям. Например, в Ноябрьске, несмотря на суровые морозы, жители объявили бойкот службам такси за повышение цен. Но все же более оптимистичный сценарий – потеплеет, и агрегаторы автоматически снизят цены поездок на такси.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*