В Московском регионе набирает обороты очередная волна мошенничества. Новая тема – денежная реформа, требующая «обмена старых купюр на новые». Неизвестные звонят в дверь, называются, например, почтальонами, соцработниками, рассказывают пенсионерам о новой денежной реформе и, конечно же, предлагают поменять старые банкноты. Доверчивые граждане верят и обменивают «купюры старого образца» на «новые». Вместо них аферисты выдают купюры банка приколов, т.е. сувенирные деньги, но об этом пенсионеры догадываются спустя какое-то время.
Иногда схема немного усложняется: раздается телефонный звонок якобы из банка и «сотрудник банка» рассказывает о денежной реформе, после чего предлагает вариант, по которому к пенсионеру придет «соцработник» и поможет обменять купюры, чтобы пенсионер не утруждался походом в банк.
На горячую линию ГУ ПФР №5 по городу Москве и Московской области также поступают сообщения от граждан об обращениях к ним неизвестных, пытающихся различными способами узнать данные СНИЛС или номера банковских карт – для доставки выплат, например, компенсаций, доплат к пенсиям. Для придания правдоподобности неизвестные используют все возможные способы: например, назначают встречу в здании Пенсионного фонда, называя гражданам реальный адрес, усыпляя таким образом их бдительность.
Наиболее распространенными схемами мошеннических действий являются:
- Телефонные звонки. Неизвестные представляются сотрудниками Пенсионного фонда, называют имя, отчество и сообщают, что человеку не доплатили, например, за трудовой стаж. Все средства будут переведены на банковскую карту, для чего необходимо назвать ее реквизиты и продиктовать код, который придет в СМС.
- Рассылка спама через мессенджеры – Viber или WhatsApp, с помощью смс, по электронной почте, а также посредством специальных программ. Ссылка из такого письма обычно ведет на псевдосайт ПФР. Увидев знакомый интерфейс, пользователи начинают выполнять предписанное: вводить номер СНИЛС или паспортные данные и перечислять определенные платежи, чтобы получить «доступ к базам данных». После оплаты, конечно же, ничего перечислено не будет.
- Услуги юристов на фейковых сайтах ПФР. На сайтах-подделках Пенсионного фонда и Отделения ПФР по г. Москве и Московской области в частности, максимально повторяющих страницы официального сайта ПФР, предлагается получить ответы по всем имеющимся вопросам через колл-центр. Для этого необходимо сформулировать вопрос и заполнить данные – город, имя, телефон, после чего ожидать звонка и приглашения на «бесплатную» юридическую консультацию, где в конечном итоге будут предложены уже платные услуги.
- Обход по квартирам. Неизвестные звонят в дверь, представляются сотрудниками Пенсионного фонда, задают различные вопросы и, как правило, просят предоставить данные СНИЛС для некоего переоформления.
В связи с этим ГУ ПФР №5 по г. Москве и Московской области напоминает, что работники Пенсионного фонда России не посещают граждан на дому, не оказывают государственные услуги на дому, не проводят опросы на улице, не запрашивают по телефону персональные данные и реквизиты банковских карт, не сообщают по телефону о неожиданных денежных поступлениях, а также не являются отправителями сообщений в мессенджерах, социальных сетях и других ресурсах.